Немецкие подводные лодки Второй мировой
Дальние переходы немецкие подводные лодки проделывали на поверхности воды, погружаясь только при появлении противника. 33 подводные лодки, способные выйти в Атлантический океан, потопили 420 тысяч тонн торгового тоннажа. И это всего за первые четыре месяца с начала войны. Они становились на пути движения транспортов противника и ждали, когда появится цель, атаковали и отрывались от преследовавших их сил конвоя.
Успех в первые месяцы войны подхлестнул Германию к строительству новых подводных лодок. И это еще более приносило потерь торговому флоту антигитлеровской коалиции. Пиком подводной войны был 1942 г., когда немцы потопили 6,3 миллиона тонн торгового флота. А за всю войну союзники потеряли 15 миллионов тонн.
Перелом произошел в конце 1942 г., что вызвало панику у фашистского командования. Их подводные лодки бесследно исчезали одна за другой. Командиры чудом возвратившихся подводных кораблей рассказывали, что самолеты отыскивают их, когда они идут в надводном положении в любую погоду: в тумане, ночью. И поражают бомбами.
Причина возросших потерь немцев была в появлении радиолокационного оборудования на самолетах и кораблях. Немецким подводным лодкам пришлось прятаться под воду, а там они имели недостаточную продолжительность плавания. На радарном экране самолета, летящего на высоте 9750 футов (3000 м), всплывшая подводная лодка была видна на расстоянии в 80 миль (150 км).
После начала применения радаров, самолеты союзников имели возможность постоянно контролировать район действия подводных лодок Германии. Только Англия имела 1500 самолетов противолодочного патрулирования, а общее количество самолетов союзников более чем вдвое превышало это число.
Если самолет летел со скоростью 150 км/ч, то он видел подводную лодку за полчаса лета к ней, а она, в зависимости от погоды, за 5—7 ми-пут под ясным солнцем и вообще могла его не наметить в облаках и тумане. В лучшем для нее случае, она успевала погрузиться в воду, но часто погружение происходило под бомбами, рвущимися поблизости. Бомбы повреждали или топили подводную лодку.
Когда же появились самолеты берегового базирования с дальностью полета минимум 600 миль (1600 км), британская береговая оборона стала для немецких подводных лодок врагом номер один.
В ответ на радары немцы изобрели радио-локаторный приемник, который информировал немецких подводников о том, что подводная лодка обнаружена американским радаром, и в октябре 1942 г. начали устанавливать эти приемники на своих подводных лодках. Это изобретение немцев снизило эффективность американских радаров, так как подводная лодка в ряде случаев успевала погрузиться под воду. Однако немецкие приемники-детекторы (от латинского «detextor» — «открыватель») оказались бесполезными при изменении длины волны, на которой начали работать американские радары.
Гарвардская радиолаборатория США сконструировала 14 радарных установок, работающих на дециметровых волнах. Они срочно были доставлены на самолетах англичанам для установки на английские самолеты, патрулирующие Бискайский залив. Одновременно было ускорено производство аналогичной серии для самолетов морской авиации США и модели для армейской авиации.
Германские локационные приемники-детекторы не могли обнаружить облучение дециметровыми волнами и поэтому немецкие подводники находились в полном неведении, каким образом англо-американские самолеты их обнаруживали. Детектор молчал, а авиабомбы сыпались на голову.
Микроволновый радар позволил англоамериканским патрульным весной и в начале лета 1943 г. обнаружить и потопить большое количество германских подводных лодок.
Гитлер с сильным раздражением реагировал на изобретение микроволнового радара и в своем новогоднем обращении в 1944 г. к вооруженным силам Германии указал на «изобретение нашего противника», которое принесло такие невосполнимые потери его подводному флоту.
Даже после того, как немцы обнаружили дециметровый радар на одном сбитом над Германией американском самолете, они не были в состоянии обнаруживать работу этих локаторов.
Английские и американские конвои получили «глаза» и «уши». Радар стал «глазами» флота, гидролокатор добавлял «уши», но этого было мало. Был еще один способ обнаружения подводных лодок: их выдавало радио. И союзники им воспользовались. Германские подводные лодки, всплыв на поверхность воды, переговаривались между собой, со штабом подводного флота, который располагался в Париже, и получали от командующего гросс-адмирала Деница приказания. Радиограммы неслись в эфире со всех точек, где находились германские подводные лодки.
Если перехватить любую радиограмму из трех точек, определив в каждой направление, откуда распространяются радиоволны, то, зная координаты прослушивающих станций, можно узнать, из какой точки земли вышла в эфир германская подводная лодка, а следовательно, узнать ее координаты: где она сейчас находится.
Этот метод был впервые применен английским флотом для борьбы с подводными лодками противника. Для этого вдоль английского побережья установили высокочастотные радиопеленгаторы. Они-то и определяли место подводной лодки противника, ведущей переговоры с другими подводными лодками и начальством. Сама запеленгованная передача раскрывала секрет координат подводной лодки.
Полученные пеленги направлялись береговыми станциями в адмиралтейство, где специалисты наносили на карту место и курс германской подводной лодки, находящейся в Атлантике. Иногда во время работы радиостанции германской подводной лодки можно было получить до 30 пеленгов.
Система радиопеленгаторов на африканском и американском берегах, а также на Британских островах называлась «хафф-дафф». Каким образом она работала, видно из эпизода, как лейтенант Шредер потопил немецкую подводную лодку.
30 июня 1942 г. около полудня высокочастотные радиопеленгаторы в Бермуде, Харт-ланд-Пойнте, Кингстоне и Джорджтауне зарегистрировали работу радиостанции подводной лодки. Офицеры — операторы военно-морской базы нанесли на карту пеленги и выявили, что подводная лодка находится в точке 33° северной широты и 67° 30 западной долготы, что примерно в 130 милях от Сент-Джорджа.
Лейтенант Ричард Шредер патрулировал на своем самолете «Маринер» в районе Бермудских островов в 50 милях (90 км) от обнаруженной подводной лодки. Направившись к указанному ему месту, он обнаружил подводную лодку U-158 в 10 милях (18 км) от указанных координат. Лодка шла в надводном положении, и 50 членов ее экипажа грелись на солнце. Шредер сбросил две фугасные бомбы и промахнулся, но две глубинные бомбы попали в цель. Одна глубинная бомба упала близко от корпуса лодки, но вторая угодила прямо в надстройку и взорвалась в тот момент, когда подводная лодка пошла на погружение. Лодка утонула вместе со всем экипажем.
Убедившись в эффективности приборов «хафф-дафф», ими оборудовали корабли конвоя. Если высокочастотный радиопеленгатор «хафф-дафф» был только на одном корабле конвоя, то он-то и превращался в поисковый корабль и шел в хвосте средней колонны.
Немцы долго не знали, а потом игнорировали корабельные приборы «хафф-дафф». Их подводные лодки продолжали «беседовать» между собой и при подходе к конвою вести обмен информацией с гросс-адмиралом Деницем, раскрывая тем самым свое местонахождение.
Эта ценная система, название которой «хафф-дафф» непереводимо, сослужила благую службу в борьбе с германскими подводными лодками.
Всего за годы Второй мировой войны в боевых действиях приняли участие 1118 гитлеровских подводных лодок. Из них 725 (61%) были уничтожены союзниками. 53 погибли по разным причинам, 224 были затоплены самими гитлеровскими экипажами после капитуляции Германии и 184 капитулировали.
Фашистские подводники за Вторую мировую войну потопили 2 линкора, 5 авианосцев, 6 крейсеров, 88 других надводных кораблей и около 15 миллионов тонн торгового тоннажа союзников.
Читайте в рубрике «Подводный флот»: |