Защита сообщений северного морского пути

Советская подводная лодка М-172. <br> Северный Флот, 1942 г. Советская подводная лодка М-172.
Северный Флот, 1942 г.

На севере нашей страны нет железных и шоссейных дорог. А там работают люди. Там добывается уголь, вывозится лес, соль, флюорит (плавиковый шпат, минерал — ценное оптическое сырье). В Арктику нужно было возить продовольствие, строительные материалы, техническое оборудование, горючее и грузы, необходимые для работы полярных станций и постов.

В августе 1941 г. в бой вступила Беломорская военная флотилия на просторах Белого и Баренцева морей. И особенно в Арктике. В октябре 1941 г. в Арктике скопилось большое количество транспортов и ледоколов.

4 сентября два наших самолета обнаружили западнее мыса Канин Нос подводную лодку. В момент погружения лодки самолеты сбросили на нее четыре бомбы. Вскоре на поверхности моря появилось большое масляное пятно.

25 ноября сторожевой корабль «Бюриз» обнаружил впереди по курсу вражескую лодку в надводном положении. Увеличив скорость, корабль таранил подводную лодку, после чего она погрузилась под воду. Это была немецкая подводная лодка U-578.

С 1942 г. немцы стали посылать в Арктику надводные корабли и подводные лодки, стремясь нарушить арктическую коммуникацию.

С 24 по 28 сентября тяжелый немецкий транспорт «Хиппер» и четыре эскадренных миноносца поставили минное заграждение у пролива Маточкин Шар. Там подорвался наш дозорный сторожевой корабль № 23. Взрывом мины был поврежден ледокол «Микоян». Тральщики в этом районе уничтожили 21 донную и 4 якорные мины.

16 августа из Норвегии вышел тяжелый немецкий крейсер «Адмирал Шеер».

25 августа у мыса Челюскин этот крейсер встретил советский ледокольный пароход «А. Сибиряков» и запросил его семафором: «Сообщите состояние льда в проливе Вилькицкого и где находятся транспорты, и ледоколы». Не отвечая на запрос, ледокольный пароход повернул к острову Белуха. Сделав предупредительный выстрел, с крейсера передали сигнал: «Спустить флаг», что означало — сдавайтесь. Тогда капитан Кочаров отдал приказ открыть огонь. Комиссар корабля 3. А. Эллимелах приказал старшему механику Н. Г. Бочурко в случае опасности пленения затопить судно. Снаряды крейсера подожгли наше судно, и капитан приказал спустить шлюпки. Несколько шлюпок спустили на воду. Когда подошел немецкий катер с крейсера, «А. Сибиряков» уходил под воду. На тонущем корабле на корме у флага стоял комиссар и несколько человек, не желавших покинуть тонущий корабль. С ними ушел и механик Бочурко.

Шлюпки, спущенные с крейсера, подобрали 21 человека. Другие русские моряки отказались сесть в шлюпки. Они предпочли смерть фашистскому плену.

Корабли, идущие по Северному морскому пути, проходя мимо острова Белуха, приспускают государственный флаг и салютуют гудками кораблю «А. Сибиряков» и героям-морякам, покоящимся на дне Карского моря.

Командование фашистского крейсера не смогло получить от сибиряковцев сведений о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого и о нахождении каравана судов.

Пробыв некоторое время в Карском море, немецкий крейсер 27 августа подошел к острову Диксон, но ему там дали отпор. Больше в наших водах он не появлялся.

Подводная лодка С-101 под командованием Е. Н. Трофимова 28 августа 1943 г. потопила немецкую подлодку U-639 у мыса Желания.

В 1944 г. плавание судов в Карском море проводилось только в конвоях. 5 сентября тральщик Т-116 в районе острова Мона обнаружил немецкую подводную лодку, которая через несколько минут погрузилась. Командир капитан корабля В. А. Бабанов начал бомбардировку глубинными бомбами. На поверхности воды появился большой воздушный пузырь, и начало появляться масляное пятно. Гидролокатор определил, что подводная лодка лежит на грунте неподвижно. На другой день на поверхность всплыли различные предметы, по которым было установлено, что это была подлодка U-362.

Из многих десятков судов, проведенных по Арктике, был потоплен только один транспорт.

За время войны по Арктике прошел 1471 конвой в составе 2568 транспортов и 3617 военных кораблей, на которых были перевезены более 1672 тыс. человек, 3863 орудия, 380 танков, 88 самолетов, 13566 автомашин — общим весом 1,5 млн тонн.

Героев-подводников было много, и о каждом можно написать целую книгу. Им мы будем вечно благодарны.

4 июля эскадра во главе с самым мощном в мире гитлеровским линейным кораблем «Тирпиц» и «Адмиралом Шеером» была обнаружена и атакована у берегов Норвегии нашей подводной лодкой К-21 под командованием капитана второго ранга М. А. Лунина.

Наши подводники потопили 933 тыс. т вражеского торгового флота и 87 боевых кораблей различных классов.

Пятнадцать подводных лодок стали гвардейскими. Почти все лодки на свои знамена получили ордена Красного Знамени. Двадцать подводников стали Героями Советского Союза.

Читайте в рубрике «Подводный флот»:

/ Защита сообщений северного морского пути