Атомные подводные лодки
Топливом на атомной подводной лодке служит металл уран. В июне 1954 г. под Москвой в г. Обнинске была пущена первая в мире атомная электростанция. В 1959 г. вступил в строй атомный ледокол «Ленин». В США же все усилия были направлены на создание атомного двигателя для подводных лодок. В 1955 г. атомный подводный корабль «Наутилус» вышел на ходовые испытания. Его атомная энергетическая установка мощностью 11 МВт позволяла под водой ходить со скоростью 23 узла (42 км/ч).
Гонка вооружений, которую нам навязали американцы, диктовала ответить тем же. В 1959 г. начала свою службу наша атомная подводная лодка «Ленинский комсомолец». Ее два атомных реактора мощностью 10,5 МВт давали лодке движение под водой со скоростью более 30 узлов (55 км/ч).
Каково же устройство атомной энергетической установки? Тепло выделяется в урановых стержнях, ядерного реактора. Чтобы регулировать количество тепла, в реактор между урановыми стержнями вставляют стержни из металла кадмия, которые жадно поглощают «спички», «поджигающие» деление урана. Этими «спичками» служат нейтроны, которые блуждают по реактору. Выньте из зоны реакции регулирующие стержни, и реактор будет выделять наибольшее количество тепла. Вдвиньте регулирующие стержни в реактор до конца, и реактор погаснет.
Выделяемое в реакторе тепло выносится из зоны реакции текущей между урановыми стержнями водой. Нагретая до высоких температур вода поступает в первый теплообменник, где отдает свое тепло другому контуру воды. Эта уже вода второго контура. Превращается в пар, который направляется на лопатки турбины, которая вращает и гребной винт, и электрогенератор, снабжающий электричеством все помещения и оборудование подлодки, и подзаряжает электроаккумуляторы.
Когда пар пройдет через турбину, его нужно превратить в воду. Для этого пар проходит через второй теплообменник, который охлаждается забортной водой. Вода, вернувшись в первый теплообменник, повторяет цикл рождения пара.
За атомной подводной лодкой тянется след более теплой воды, нежели температура моря. Теплый след можно определить и по «теплой» воде найти атомную подводную лодку. Этим обстоятельством пользуются боевые вертолеты. Они опускают в море буи, которые измеряют температуру воды. От них спасает только слой льда Северного Ледовитого океана.
Вывод из состава боевых сил многих подлодок, ориентация на конверсию заставили специалистов подумать и о том, что атомные подводные лодки, как и подводников уволенных в запас, можно использовать и «на гражданке». Похоже, эту ситуацию хорошо прочувствовали специалисты петербургского КБ «Малахит», создавшие немало как военных, так и мирных судов с атомными энергоустановками.
В частности, в КБ «Малахит» есть проект подводного контейнеровоза грузоподъемностью 29 400 т, способный ходить автономно под арктическими льдами и, разумеется, в других районах Мирового океана. Этот корабль — большой и по нынешним меркам: 238 м в длину, 26,8 в ширину и 20,2 в высоту. Он может принять на борт 912 стандартных 20-футовых контейнеров и со скоростью 20 узлов под водой свезти их в любой порт назначения. Причем в гавань такой корабль будет заходить с выключенным атомным реактором, так что экологи могут не волноваться. Ход в таком случае обеспечивают 3 дизель-генератора, мощностью 1500 кВт.
Между прочим, сама главная энергоустановка довольно скромна по мощности — всего 38 000 кВт. Относительно невелик и экипаж — 35 человек. Зато для каждого из них, включая матросов, предусмотрены отдельные каюты. Плюс спортзал, кают-компания, салон, библиотека, столовая, санчасть — словом, все необходимое для комфортной работы в условиях подводного плавания продолжительностью до 50 суток.
Вокруг реакторного моноблока расположены продублированные средства биологической защиты. Отключение реактора в аварийной ситуации — автоматическое.
Если же полученные при аварии повреждения окажутся столь значительны, что экипажу придется покинуть судно, на борту предусмотрена мини-подлодка, способная принять весь экипаж.
Еще одна существенная деталь: полная загрузка (или выгрузка) нового судна может осуществляться 4 собственными кранами, что очень удобно при обслуживании арктических зимовок, не располагающих соответствующей разгрузочной техникой.
Подобные проекты разрабатывают не только на «Малахите». В будущем, как полагает генеральный конструктор КБ морской техники «Рубин» Е.А. Горигледжан, можно будет строить специализированные подводные суда — как научно-исследовательские, так и транспортные. Скажем, подводные танкеры в Арктике куда надежнее обычных, надводных, ведь подо льдами не бывают штормов да и сами ледовые поля и айсберги не страшны...
В этом стремлении своих коллег поддерживают и сотрудники знаменитого нижегородского СКБ «Лазурит». Здесь создан оригинальный проект использования подводных лодок в мирных целях. По словам инженера-конструктора СВ. Чураева, подводные технологии ныне становятся необходимыми в результате того, что добыча газоконденсата и нефти все больше переходит с поверхности суша на море. Большие разведанные запасы газоконденсата находятся ныне в труднодоступных районах, например, Карского моря, где 11 месяцев в году тяжелые ледовые условия.
Поэтому действовать обычными методами, то есть бурить с поверхности моря, не представляется возможным — ледовые поля, скорее всего, снесут и вышку, и понтон, на котором она находятся.
Вот специалисты и предлагают перейти к чисто подводным технологиям, то есть бурение будет производиться из-подо льда. Точно так же — подо льдом будет затем проходить и добыча полезных ископаемых.
Чисто практически этот может выглядеть так. Сердцем комплекса станет подводное буровое судно, которое будет осуществлять бурение сразу целого куста скважин непрерывно и круглый год. Если месторождение оказывается перспективным, то здесь же по соседству устраиваются подводный модуль для обслуживающего персонала, хранилище для добытого газоконденсата, подводный блок очистки и сжижения добытого газа и причальное устройство для загрузки опять-таки подводных танкеров...
Конструкторы предусматривают два варианта исполнения проекта. В нем могут быть задействованы корабли как и с атомными энергетическими установками, так и с обычными — дизель-электрическими.
Проект рассчитан на практическое использование уже в наши дни и сможет работать на глубинах до 400 м.
Важность изучения Арктики с помощью научно-исследовательских подлодок тоже не требует особых комментариев. Арктика — это «кухня погоды», так что изучение климата в этом районе является весьма важным с практической точки зрения. Неплохо также подумать и о том, что станется вскоре с экологией в этом районе, не секрет ведь уже, что в течение десятилетий в этот достаточно закрытый бассейн сбрасывались многие радиоактивные загрязнения, сюда же несут свои воды многие великие реки Сибири, состояние которых тоже далеко от идеала... Наконец, на арктическом шельфе уже обнаружены достаточно большие залежи газа и нефти, и дальнейшая разведка, а тем более добыча полезных ископаемых тоже требуют использования специализированного подводного флота.
Поначалу для этих целей можно просто переоборудовать списываемые с боевого дежурства субмарины. Из такой лодки вытаскивают ракеты и пусковые установки, а освободившееся место займут научные лаборатории и каюты научных работников;
А там, возможно, дойдет очередь и до реализации на современном уровне давней идеи Дреббеля — организовать подводные прогулки в наиболее интересные районы Мирового океана, в том числе и к Северному полюсу. Возит же, к примеру, ныне атомный ледокол «Ямал» туристов в матросских каютах без всяких удобств, беря за 12-суточный рейс к Северному полюсу по 35 тыс. долларов. И от желающих нет отбоя...
Петербургский же конструктор В.М. Сквирский предлагает использовать для таких прогулок созданный им подводный катамаран. Две атомные субмарины соединяются параллельно, и получается огромное судно, способное вместить единовременно до 1000 человек! Причем каждый из них не только получит каюту со всеми удобствами, но и сможет в время рейса воспользоваться услугами спортивного манежа, где можно даже играть в футбол, культурно-массового комплекса, где будут показывать кино, устраивать танцы или спектакли, многочисленных ресторанов и даже бассейна. Говорят, что в таком огромном корабле найдется место даже для дворца бракосочетания и церкви. А что, свадьба под водой — до этого не додумался даже Жюль Верн со своим капитаном Немо!..
Читайте в рубрике «Подводный флот»: |