Действия подводных лодок черноморского флота

Подводная лодка Л-4 Подводная лодка Л-4

Военные действия на Черном море начались в 3 ч 15 мин 22 июня 1941 г. немецким авиационным налетом на Севастополь. Именно из доклада адмирала Д. С. Октябрьского Москва узнала о нападении фашистской Германии на Советский Союз. В дальний дозор вышли подводные лодки, начались постановки минных заграждений и были высланы лодки для действий на вражеских коммуникациях.

В самом начале черноморцы-подводники лодок Щ-211 (командир капитан-лейтенант А. Д. Девятко, Щ-214 (командир капитан-лейтенант В. Я. Власов), Щ-215 (командир капитан-лейтенант Г. П. Апостолов) потопили два транспорта, два танкера и шхуну противника.

Начиная с апреля 1942 г. осажденный Севастополь снабжали подводные лодки. Обратным рейсом они увозили раненых, а затем и личный состав кораблей и морской пехоты. Выходили лодки из Новороссийска в любое время суток. Подход к Севастополю днем проводился в подводном положении, ночью — в надводном. Разгрузка была только ночью. Если за темное время не успевали разгрузиться и загрузиться, то подводная лодка ложилась на грунт и всплывала только ночью.

Черноморцы-подводники сделали 78 рейсов в осажденный город. Привезли 4000 тонн боеприпасов, бензина и продовольствия. Обратным рейсом они вывезли 1300 раненых. Уходили под глубинными бомбами.

21 июня 1942 г., погрузив мины, патроны и бензин, подводная лодка М-32 (командир капитан-лейтенант Н. А. Колтыпин) разгрузилась в Севастополе. Утром 23 июня 1942 г., когда лодка находилась под водой, произошел взрыв паров бензина в центральном посту. Лодка лежала на грунте. До выхода ей оставалось 16 часов. Воздух был насыщен парами бензина. Большинство команды и пассажиров были в обморочном состоянии. Бодрствовали только три человека: командир, старшина Н. А. Пустовойтенко и краснофлотец Сидоров. Но к 21 часу на ногах оставался только один Пустовойтенко. Он начал приводить в чувство командира, но это ему не удалось. Тогда он сам продул балласт, и лодка всплыла на поверхность. Однако, когда Пустовойтенко открыл люк и глотнул свежего воздуха, он потерял сознание. Через два часа, придя в сознание, он вынес командира наверх. Командир пришел в себя, и лодка, в надводном положении, взяла курс на Новороссийск, куда она пришла 25 июня 1942 г.

Подводная лодка М-60 (командир капитан-лейтенант В. Кудрявцев) погрузила мины, патроны, мясные консервы и бензин. И тут тоже взорвались пары бензина. Часть команды в центральном посту была обожжена. По приказу командира пострадавшие бросились в воду. В этот момент объятый пламенем командир отделения Власенко, крикнул: «Закройте судовую вентиляцию, внизу горят мины!» Двое моряков бросились вниз и вынесли наверх горящие ящики, и команда потушила пожар.

В одном из последних боевых походов мичман Перов, рискуя жизнью, починил вышедший из строя вертикальный руль корабля. В этом походе подводная лодка Л-4 потопила фашистский транспорт водоизмещением 5000 т. 22 июня 1944 г. Перову было присвоено звание Героя Советского Союза.

К исходу дня 30 июня 1942 г. средства обороны Севастополя иссякли. На подводных лодках и быстроходных катерах была эвакуирована часть сил обороны. В районе Херсонеса производилась посадка до 3 июля. Часть героев-севастопольцев ушла в горы к партизанам, часть — была эвакуирована.

Восемь месяцев, обороняя Севастополь, моряки Черноморского флота и красноармейцы сдерживали превосходящие силы гитлеровцев и нанесли им большие потери в людях.

Подводные лодки Черноморского флота активно действовали против вражеских транспортов осенью и зимой 1942 года. За октябрь-декабрь черноморские подводники потопили 4 и повредили 2 транспорта противника общим тоннажем около 17000 т.

Всего в 1942 г. наши подводники потопили 16 транспортов, 3 десантных баржи и буксир. Подводная лодка М-35 (командир капитан-лейтенант М. В. Гришилов) потопила танкер «Прогресс» - 6875 т.

Многие другие подводные лодки добились успеха в своих походах. В 1943 г. подводниками были потоплены 26 транспортов и повреждено 3 судна.

Немецкие подводные лодки действовали в районах портов и баз Кавказского побережья в 5 —10 милях (9—8,5 км) от берега. В 1943 г. они стали подходить вплотную к побережью. Они были вооружены бесследными электрическими торпедами и вели бесперископные атаки — по звуку гребных винтов противника.

Во время бегства 17-й армии немцев из Севастополя подводные лодки А-5 и Щ-201 потопили транспорт «Дурастор», шхуну «Сей-ферд», транспорт «Еейзерикс», тральщик и повредили десантную баржу.

Интересна судьба старейших подводных лодок американских «голландов», которые сражались на Черном море.

В первые месяцы Великой Отечественной войны советская подводная лодка А-5, как и остальные лодки этого типа, базировались в Севастополе, а в ноябре 1941 г. все они передислоцировались на Кавказ в Очемчири, откуда продолжали выходить в боевые походы.

К лету 1942 г. подводные лодки начали действовать на коммуникациях противника, преимущественно в районах баз и портов.

Около города Одессы 29 мая 1942 года под-иодная лодка А-3 (бывшая АГ-25), первая из исех лодок этого типа, торпедировала вражеский транспорт «Сулино», груженный боеприпасами.

Следующий боевой поход к району Одессы принес победу лодке А-5. 11 июня 1942 г. подводная лодка под командованием капитан-лейтенанта Г. А. Кукуя, находясь на боевой позиции, заметила выходящий из порта конвой. Залп торпед поразил румынский транспорт «Ардеал». Транспорт был вынужден выброситься на мель, а подводная лодка А-5 ускользнула от пяти боевых кораблей эскорта.

В июле месяце подводная лодка А-5 снова вышла на свою позицию у Одессы. 25 июля на подходе к городу, на траверзе у Большого Фонтана, она подорвалась на специальных противолодочных антенных минах, поставленных противником. Подводную лодку сильно тряхнуло, в машинное отделение стала просачиваться вода через выбитые заклепки, деформировался корпус, в кормовой части заклинило горизонтальный и вертикальный рули и вал правого гребного винта. Пришлось лечь на грунт и начать спасать корабль.

В темноте сумели заклепать заклепки, починили электроосвещение и, запустив насосы, откачали воду из затопленного отсека. С наступлением темноты подводная лодка опять всплыла.

Надев легководолазные костюмы, подводники осмотрели корпус лодки снаружи и начали ремонт вала гребного винта и вертикального руля. В течение четырех дней продолжалась работа под самым носом противника. Повреждения руля были исправлены, и вал освобожден. И это было как раз вовремя, ибо запаса пресной воды и продовольствия хватало только на возвращение домой. Хотя многие приборы, в том числе навигационные, вышли из строя, но, ориентируясь по солнцу, подводная лодка А-5 вернулась на базу 4 августа. Ее уже перестали ждать.

После ремонта она приняла участие в завершающем этапе военных действий на Черном море.

Новый командир А-5 капитан-лейтенант В. И. Матвеев вышел 11 апреля 1944 г. на перехват уходящих из Крыма немецких захватчиков. Через три дня у Севастополя, севернее Херсонеса, подводная лодка А-5 двумя торпедами потопила быстроходную десантную баржу с солдатами. Три находившиеся в охранении противолодочных корабля противника, преследуя ее, сбросили 61 глубинную бомбу, но черноморским морякам удалось перехитрить врага и благополучно вернуться на свою базу.

Через месяц в последнем своем военном походе старейшая подводная лодка нашего флота одержала сразу несколько побед. 11 мая 1944 г. А-5 потопила еще одну десантную баржу с солдатами, а затем еще транспорт «Дуростор» и моторное судно «Зеепферд № 27».

На этом участие черноморских подлодок в Великой Отечественной войне закончилось.

За боевые заслуги подводная лодка А-5, единственная из всех американских «голландов», 6 мая 1945 г. была награждена орденом Красного Знамени.

В марте 1947 г. старейшую во всем Военно-Морском Флоте СССР подводную лодку А-5 сдали на разборку.

Читайте в рубрике «Подводный флот»:

/ Действия подводных лодок черноморского флота