Борьба с фашистскими подводными лодками в 1945 г.
Для ведения активных наступательных действий на море гитлеровцы продолжали посылать подводные лодки. Англо-американские войска, высадившиеся во Франции, лишили немцев баз подводных лодок, и они перебазировались в Норвегию. Там скопилось 30—37 подводных лодок. Это были новые подводные лодки, оборудованные шнорхелями, совершенными приборами радиолокации и гидроакустики, вооружены самонаводящимися торпедами и могли ими стрелять из глубины.
Перед приходом в Мурманск союзного конвоя немцы сосредотачивали у побережья Кольского полуострова 10—14 подлодок. Новая техника позволяла длительно и скрытно ожидать конвоя в подводном положении у побережья. Одновременно подводные лодки действовали восточнее и западнее Кольского залива. Но военно-морские силы союзников и Северного флота СССР, выделенные для защиты конвоев, тоже значительно возросли, каждое судно конвоировал эскортный корабль. Дополнительно выделялась группа кораблей для поиска вражеских подводных лодок в надводном и подводном положении.
Почти каждый конвой, идущий в СССР, был атакован немецкими подводными лодками.
В опасной зоне выделялось три-четыре военных корабля на каждый охраняемый транспорт. Наиболее ценный груз охранялся 10—12 кораблями на один транспорт, что позволяло создать два кольца охранения.
Немецкие подводные лодки обычно обнаруживались во время сближения с конвоем и атаковывались нашими кораблями. Чтобы избавиться от преследователей, они отстреливались акустическими самонаводящимися торпедами, против которых в то время еще не было эффективных средств защиты.
Утром 30 января 1945 г. транспорт «Вятка» и норвежское судно «Идельфьерд» вышли из Кольского залива. Охраняли их эскадренный миноносец «Урицкий», два тральщика, девять охотников за подводными лодками, четыре торпедных катера, четыре норвежских корабля-корвета и три тральщика. Впереди по курсу конвоя искали подводные лодки эскадренные миноносцы «Разумный» и «Разъяренный».
В 12 ч 20 мин «Разъяренный» (командир капитан 3-го ранга Г. П. Васильев) гидролокатором обнаружил подводную лодку противника и начал атаку, чтобы поразить ее глубинными бомбами, но в 12 ч 55 мин в его корму попала акустическая торпеда, выпущенная подводной лодкой. Кормовая часть эскадренного миноносца была оторвана. Ликвидировав пожар, экипаж укрепил переборки отсеков, и корабль остался на плаву. Начальник медицинской службы корабля лейтенант П. Иванов организовал спасение матросов и оказал им помощь.
Тральщик Т-117 взял эскадренный миноносец на буксир. И через 17 часов борьбы за живучесть корабль был приведен в порт Лиинохамари.
Каждая обнаруженная подводная лодка атаковывалась. Три лодки были потоплены.
13 февраля из Англии в Кольский залив прибыл, не понеся потерь, конвой JW-64, но у входа в залив был поврежден торпедой английский корвет «Денбай Кастл». Его отвело советское спасательное судно «Буревестник» в бухту на мелкое место.
17 февраля конвой RA-64 должен был выйти в обратный путь. Он состоял из 30 транспортов, 4 танкеров, крейсера, 2 авианосцев, 10 миноносцев и 2 корветов. Перед выходом английский корвет «Ларк» потопил немецкую подлодку U-425. Однако изгнать все лодки не удалось.
Когда утром конвой начал выходить из Кольского залива, на Кильдинском плесе немецкая подводная лодка атаковала корвет
«Ларк», оторвав ему корму акустической самонаводящейся торпедой. Несколько английских моряков взрывом были сброшены в воду. Находящийся поблизости малый охотник № 334, под командованием старшего лейтенанта В. Ф. Кондрашева, быстро начал спасение людей. Наши суда взяли корвет на буксир и отвели его в Кольский залив.
Командующий британским флотом адмирал Мур прислал командующему Северным флотом адмиралу Головко телеграмму: «Желаю выразить свою благодарность за быстроту действий личного состава вашего охотника при спасении наших людей, выброшенных взрывом за борт».
В тот же день торпедой с подводной лодки был поврежден союзный транспорт «Томас Скотт». Советский эскадренный миноносец, «Жесткий» подошел к нему на помощь. Когда подавали буксир на транспорт, стальной трос намотался на винты миноносца и он остался неподвижным, представляя собой удобную мишень для подводной лодки.
Сигнальщик В. Д. Лимаров, получив согласие командира корабля, спустился под ледяное днище корабля и освободил винты от троса. Поврежденный транспорт был отбуксирован к берегу.
Немецкие подводные лодки продолжали действовать на наших морских дорогах до дня капитуляции Германии.
22 апреля эскадренный миноносец «Карл Либкнехт» под командованием капитан-лейтенанта К. Д. Старицина обнаружил подводную лодку противника и атаковал ее глубинными бомбами. Через четыре минуты лодка всплыла, сильно подняв корму, в 45 м от борта миноносца. Ее рубка была разбита, перископы погнуты, антенны оборваны. Ее обстреляли из орудий, и она затонула. Это была лодка U-286. Подводную лодку U-307 потопили английские эскортные корабли.
С 1 января по 28 мая 1945 г. из Англии в Кольский залив и порты Белого моря пришло 5 конвоев в составе 136 транспортов и 90 эскортных иностранных кораблей.
Из состава конвоев было потоплено три транспорта и два корабля охранения.
Только в конце мая Атлантический и Северный Ледовитый океаны стали безопасны для плавания отдельных транспортных судов.
Читайте в рубрике «Подводный флот»: |