Действия подводных лодок балтийского флота
25 мая 1945 г., чтобы затруднить перевозки стратегического сырья из Швеции в Германию и снабжение вражеских войск в Финляндии, подводные лодки КБФ вышли в море. В этот день в Финский залив вышла первая подводная лодка с целью разведки. А 3 июня начался выход первого эшелона лодок из осажденного Ленинграда. Это было непросто.
Уже после выхода из заграждений части Морского канала и до Кронштадтского Восточного рейда наши подводные лодки обстреливались артиллерией немцев из района Стрельня, Новый Петергоф. На этом участке их прикрывали дымовой завесой катера и артиллерия береговой обороны.
Двигаясь ночью от Кронштадта до острова Лавенсари под эскортом тральщиков, сторожевых кораблей и катеров, подводные лодки шли под бомбежкой самолетов и атаками торпедных катеров противника.
На острове Лавенсари лодки заряжали электрические батареи. Все светлое время суток они лежали на грунте. К пирсам подходили ночью.
Далее было самое трудное — преодоление мощной системы противолодочной обороны. Здесь каждая лодка самостоятельно находила себе свой путь, преодолевая противолодочные препятствия, и занимала позиции в Балтийском море.
Немцы были настолько уверены в неуязвимости своих коммуникаций, что плавали без всякого охранения.
16 июня 1942 г. был торпедирован первый финский транспорт «Арго» в районе острова Уте. Немцы тут же ввели систему конвоев.
Подводная лодка Щ-406 под командованием капитана З-го ранга Е. Я. Осипова в первом же походе потопила четыре транспорта общим тоннажем 30 тыс. т. Подводная лодка капитана 3-го ранга С. П. Лисина потопила пять крупных транспортов и одному транспорту нанесла крупные повреждения.
Встретив транспорт, который шел с охранением, и убедившись, что его невозможно догнать в подводном положении, командир приказал всплыть. Лодка быстро нагнала транспорт и потопила его. Атака была настолько дерзкой, что сторожевые корабли не успели атаковать лодку. Вскоре Лисин обнаружил четыре транспорта у входа в гавань. Из-за малых глубин атаковать их в подводном положении было невозможно. Лодка всплыла, нагнала конвой и потопила один транспорт.
Командирам этих лодок были присвоены звания Героев Советского Союза, а экипажи награждены орденами.
Перевозкам стратегического сырья войсковых соединений и военных грузов, а также торговому тоннажу Германии был нанесен чувствительный ущерб.
Весной 1943 г. после освобождения моря ото льда немцы усилили свои противолодочные позиции. Были поставлены два ряда параллельно расположенных противолодочных сетей против выхода подводных лодок. Кроме того, немцы начали ставить магнитные мины, сбрасывая их с самолетов в районе Невской Губы и Кронштадтских рейдов, так как Кронштадт оставался базой подводных лодок.
Гвардейская подводная лодка Щ-303 под командованием капитана 3-го ранга И. В. Травкина форсировала гогландскую позицию, затем, преследуемая противолодочными кораблями противника, зарядила аккумуляторы на Западном гогландском плесе и с большим трудом подошла к острову Найссар. Попытки прорваться через вторую линию сетей не удались. На поверхности воды лодку караулили вражеские корабли. Она попала в противолодочную сеть, из которой с большим трудом удалось все же освободиться. В отсеках уже ощущался недостаток кислорода. Запасов свежего воздуха оставалось только на одно всплытие.
Подводная лодка Щ-303 пробыла в Финском заливе больше месяца, находясь под водой 23 ч в сутки. На нее было сброшено две тысячи бомб. Много раз корпус корабля касался минрепов (тросов) мин, но лодка все же возвратилась на базу.
Подводная лодка Щ-408 под командованием П. К. Кузьмина трое суток беспрерывно преследовалась вражескими кораблями. Когда был израсходован весь запас электроэнергии, командир корабля, вызвав все артиллерийские расчеты наверх, вступил в последний неравный бой. Два часа лодка вела огонь, потопила два катера, но, получив несколько попаданий, погрузилась на дно.
Экипаж Щ-408 боролся до последней минуты и погиб, проявив беспримерный героизм.
Подводная лодка Щ-406 под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта Е. Я. Осипова из похода тоже не вернулась.
С конца сентября 1944 г. в боях по освобождению Прибалтики начались выходы наших подводных лодок из Кронштадта.
Ранним утром 6 октября подводная лодка Щ-410 под командованием капитан-лейтенанта 3-го ранга С. Н. Богданова обнаружила у Виндавы транспорт водоизмещением 8 тыс.т., двигающийся в эскорте двух сторожевых кораблей. Сблизившись с транспортом в надводном положении, лодка потопила его двумя торпедами. А в ночь на 8 октября она потопила транспорт и буксир.
Там же у Виндавы подводная лодка Щ-307 под командованием капитан-лейтенанта М. С. Калинина утром 16 октября на внешнем рейде обнаружила в перископ пять транспортов и один буксир противника, стоящие на якорях. Их охраняли два сторожевых корабля и пять катеров. Подводная лодка вошла на внешний рейд и залпом четырех торпед потопила танкер. До 30 ноября Щ-307 потопила еще три судна.
С конца сентября 1944 г. и начала 1945 г. подводные лодки КБФ потопили 29 транспортов, буксир и тральщик, повредили транспорт и миноносец. Кроме того, два транспорта были расстреляны артиллерийским огнем подводных лодок.
Гвардейская подводная лодка — минный заградитель Л-3 под командованием Героя Советского Союза капитана 3-го ранга В. К. Коновалова, кроме постановки активных минных заграждений, потопила торпедами четыре судна. В том числе транспорт «Гойя» водоизмещением 7 тыс. т, на нем погибло 7 тыс. человек из группировки войск на полуострове Хела.
Больших успехов достиг экипаж подводной лодки К-52 под командованием Героя Советского Союза капитана 3-го ранга И. В. Травкина. За четыре месяца лодка уничтожила шесть транспортов и сторожевой корабль.
Подводная лодка Л-21 под командованием капитана 2-го ранга С. С. Могилевского в районе банки Штольпе с 23 по 25 марта потопила транспорт и танкер.
Места нахождения вражеских транспортов нашим подводным лодкам сообщала воздушная разведка. Подводная лодка Щ-310 под командованием Героя Советского Союза капитана 3-го ранга С. Н. Богорада трижды воспользовалась сведениями воздушной разведки о выходе конвоев из Либавы и потопила три транспорта.
Подводная лодка Щ-407 (командир капитан-лейтенант П. И. Бочаров) торпедным залпом потопила вражеский транспорт, но одна из торпед застряла на выходе из торпедного аппарата. Старшина 1-й статьи Соловьев и матрос Моранин спустились в легководолазных костюмах за борт и, рискуя погибнуть в случае появления вражеских кораблей и вынужденного срочного погружения, освободили лодку от застрявшей торпеды.
Вечером 13 января 1945 г. акустик нашей подводной лодки С-13, патрулирующей в южной части Балтийского моря, уловил шум винтов и доложил об этом командиру, капитану 3-го ранга Александру Ивановичу Маринеско. Лодка в надводном положении двинулась навстречу шуму. В 2 ч 10 мин рулевой сигнальщик обнаружил два гитлеровских судна, окруженных кораблями конвоя, которые выходили из бухты города Данцига (теперь Гдыня). Это были лайнер «Вильгельм Густлов» и крупный теплоход «Ганза». Лайнер использовали как школу подводников. На нем были 50 экипажей, готовых принять подводные лодки и выйти в Атлантику.
Лайнер шел со скоростью 15 узлов (28 км/ч), поэтому, чтобы его догнать, лодка должна была идти на поверхности моря.
Погоня длилась долго, но в 23 ч 08 мин лодка произвела залп четырьмя торпедами. Меньше чем через три минуты грохнули три мощных взрыва. С наклоном на нос и креном на левый борт судно начало быстро погружаться в воду.
Наша лодка нырнула под воду, попробовала оторваться от погони, но близкие разрывы глубинных бомб подсказали Маринеско необычное решение: он повернул на обратный курс и вернулся на то место, где затонул «Вильгельм Густлов» и где плавали на поверхности моря люди с затонувшего судна. Это спасло нашу подводную лодку. Миноносцы не могли бомбить своих же людей.
В этом же походе 9 февраля 1945 г. подводная лодка С-13 обнаружила еще один крупный транспорт — «Генерал Штойбен». Его охраняли миноносец и катер. Залп из торпедных аппаратов пришелся в борт миноносца. Но Маринеско развернул подводную лодку и, уходя от цели, дал еще залп из кормовых аппаратов. От двух взрывов торпед на транспорте начали взрываться перевозимые боеприпасы. Цель была поражена.
За один поход экипаж С-13 под командованием Маринеско уничтожил 8 тысяч гитлеровцев. В 1990 г., к 45-летию Победы, Александру Ивановичу Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза.
Читайте в рубрике «Подводный флот»: |