Первый в мире подводный минный заградитель

Подводный минный заградитель «Краб», <br> построенный по проекту <br> инженера М. П. Налетова в 1915 г. Подводный минный заградитель «Краб»,
построенный по проекту
инженера М. П. Налетова в 1915 г.

Русско-японская война дала мощный толчок развитию русского подводного кораблестроения. В этом процессе принял участие инженер-железнодорожник Михаил Петрович Налетов (1869—1938), который участвовал в обороне Порт-Артура и видел, как 31 марта 1905 года на поставленных накануне японцами якорных минах подорвался броненосец «Петропавловск». Тогда вместе с кораблем погибло большинство личного состава, в том числе командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С. О. Макаров и художник-баталист В. В. Верещагин.

Японские же броненосцы «Хацусе» и «Ясима» подорвались на якорных минах, поставленных поперек движения японских кораблей русским минным заградителем «Амур».

Тогда М. П. Налетов загорелся идеей создать подводный минный заградитель.

В 1907 г. его проект был рассмотрен и принят к производству. Первый в мире подводный заградитель под именем «Краб» был спущен на воду в 1915 г., когда уже шла Первая мировая война.

То была необычная подводная лодка. Якорные мины у нее размещались в двух параллельных горизонтально расположенных трубах на корме. Каждая труба вмещала 15 мин.

«Краб» вошел в состав Черноморского флота, которому тогда противостояли корабли Турции и Германии.

Российским флотом на Черном море в это время командовал вице-адмирал Александр Васильевич Колчак, который ранее тоже участвовал в обороне Порт-Артура, командуя минным заградителем «Амур», на минах которого подорвались японские броненосцы.

«Краб» принял участие в блокаде пролива Босфор и усилении минных заграждений на путях движения кораблей противника. За 1917 г. на Черном море было поставлено 2260 мин, из них 2220 — у Босфора.

Российский Черноморский флот завоевал полное господство на море.

Что такое якорная мина

Мина была устроена довольно просто. Тонкостенный полый железный шар заполнялся взрывчатым веществом, но так, чтобы мина могла плавать, как говорят моряки, имела положительную плавучесть. В шар с нескольких сторон вворачивались контактные взрыватели («рога»), касание корабля с которыми приводило к взрыву.

К нижней части шара прикреплялся трос, второй конец его крепился к тяжелой железной тележке, которая, опускаясь на дно моря, и служила якорем.

Тележка, трос и стоящая на тележке мина хранились на корабле. Для удобства передвижения тележка имела колесики, двигаясь на которых мина скатывалась по направляющим рельсам в воду.

Попав в воду, тяжелый «якорь» опускался на дно и фиксировал место стоянки мины, а сама мина, стремясь всплыть, разматывала удерживающий ее трос, который не давал ей подняться на поверхность воды. Длина тросов подбиралась так, чтобы мины располагались на разной глубине.

Сбросив в воду десятки мин, заградитель отмечал на карте место минирования и уходил на свою базу, оставив частокол мин — минное заграждение.

Таящаяся, невидимая под водой мина взрывалась, стоило только прикоснуться к ее взрывателям бортом корабля.

Читайте в рубрике «Подводный флот»:

/ Первый в мире подводный минный заградитель