Североморские конвои
Когда Гитлер начал войну против Советского Союза, правительство Великобритании заявило о совместной с Советским Союзом борьбе против фашистской Германии. Была обещана помощь вооружением и стратегическими материалами. В свою очередь, Советский Союз поставлял союзнику некоторые виды сырья. Почти четверть грузов от общего количества поставок была перевезена в порты Архангельск и Мурманск.
Конвои 1941 года не только не понесли потерь, но и прошли без противодействия немцев.
Первый конвой вышел из Англии 12 августа 1941 г. До конца года было проведено в обоих направлениях еще десять конвоев без потерь.
Конвои формировались в Шотландии в бухте Лохю, затем они шли к Исландии, где в районе Рейкьявика корабли пополнялись топливом, далее они огибали Норвегию, идя севернее или прижимаясь к кромке льда. На меридиане Кольского залива конвой обычно делился на две группы: одна, охраняемая английскими кораблями, шла в Мурманск, а другая, эскортируемая советскими кораблями, — в Архангельск.
До марта 1942 г. атаки немцев на конвой были случайными и нерезультативными.
В начале 1942 г. Гитлер перевел крупные надводные корабли, подводные лодки и авиацию в Северную Норвегию. Тогда конвои союзников, идущие в СССР, стали основными объектами нападений германского военно-морского флота.
Конвой PQ-17
27 июня 1942 г. конвой из 34 транспортов в сопровождении 6 эскадренных миноносцев и 11 меньших военных кораблей эскорта, вместе с четырьмя крейсерами и тремя эсминцами поддержки, вышел из вод Исландии и взял курс на Архангельск. Он вез в Советский Союз 200 тыс. тонн военных грузов. Это была семнадцатая доставка снаряжения англо-американцами танков и самолетов.
1 июля конвой был обнаружен германской авиацией, и с тех пор слежка за ним не прекращалась 24 ч в сутки, ведь солнце в этих широтах в это время не заходило. И тут, опасаясь немецких линкоров «Тирпиц», «Фон Шпеер» и крейсера «Хиппер», торговые суда конвоя получили приказ рассредоточиться. Торговые суда, лишенные сопровождения, раскиданные по морю, оказались беззащитными против атак самолетов и подводных лодок.
Подводные лодки немцев, периодически погружаясь, прослушивали воду своими гидрофонами — под водой звуки разносятся на сотни миль. В узкой полосе частот они четко уловили гул двигателей. Снова поднявшись на поверхность, подводная лодка-разведчик передала другим подлодкам, входившим в «волчью стаю», о том, что конвой обнаружен. Остальные подводные лодки тоже сообщили свое мнение о координатах конвоя, все они несколько отличались. Но, пройдя в надводном положении еще 14 миль (126 км), германские лодки оказались в мире слепящей синевы.
Когда последние клочки тумана остались за кормой, конвой оказался прямо перед ними 38 тяжело груженных судов, которые несли в своих трюмах смерть для немецких солдат, шли своим ходом под охраной кораблей непосредственного эскорта.
Подводные лодки гитлеровцев тут же вызвали свою авиацию. Они передали длинное сообщение, начав с погодных условий, высоты нижней кромки облаков и т. д., и описали весь состав конвоя.
Подводные лодки шли позади конвоя, слегка прикрытые туманной пеленой, так что их не было видно. Водная гладь была как стекло. Видимость отличная. Будь в составе конвоя авианосец, подводные лодки не чувствовали бы себя так вольготно.
Но эскорт не дремал. Внезапно из сгустков тумана за кормой германских подлодок появился корвет конвоя, а прямо по носу — второй. Подводные лодки ушли под воду. На них сбросили серию глубинных бомб, которые, правда, не причинили им вреда.
Подводным лодкам потребовалось более суток, чтобы, не обнаружив себя, обогнать конвой и выйти на позицию в двадцати метрах перед головными судами конвоя. Там они погрузились, рассчитав время, когда конвой должен пройти мимо, с тем чтобы, ксплыв, выбрать каждой подлодке подходящую цель.
Через три часа германские подводные лодки всплыли под перископ. Они увидели только головной эсминец и как стремительно исчезали за горизонтом его мачты. Они исчезли, и германские подводники поняли, что, пока они выжидали в подводной засаде, конвой изменил курс и что, даже идя на полной скорости в подводном положении, они не смогут его догнать.
Подводные лодки закрыли крышки торпедных аппаратов и снова, всплыв в надводное положение, пустились догонять ускользнувший конвой. Прикрытые туманом, они могли идти в надводном положении, ломая тонкий лед. Эхолот пищал все громче и тревожней — мелководье. Подводные лодки, одна и другая, могли сесть на мель. Всплывающие киты удивленно смотрели на подводные лодки и тут же ныряли, чтобы выскочить из воды в другом месте.
Внезапно появились самолеты-торпедоносцы, стелясь над водой, они летели на север. В небе над судами конвоя распустились мириады желтовато-белых клубков — зенитки открыли огонь. В небе взорвался самолет и пылающим факелом упал в море. На просторах Баренцева моря разнесся грохот взрывов. Высоко над подводными лодками появился трехмоторный самолет-разведчик. Он, оберегая от еще одного промаха, выводил подводные лодки к конвою.
Когда подлодки «волчьей стаи» подошли к конвою, они увидели на фоне тусклого неба мачты тонущего судна, окруженного кораблями эскорта.
На последнем отрезке пути подводные лодки погрузились и подняли перископы, чтобы оглядеться, но ничего не увидели. Воздух над водой как зеркало отражал свет.
Всплыв, подлодки обнаружили, что эскорт двинулся дальше. Они увидели одинокую мачту, затем выросла толстая труба. А вскоре показался и весь корабль. Подлодка его нагоняла. Это был 10-тысячник. Похоже, он, полагаясь на свою скорость, решил самостоятельно дойти до Новой Земли, по дуге огибая берег, как можно дальше держась от германского военно-воздушного флота в Северной Норвегии. Корабль заметил подводную лодку и начал уходить, постоянно меняя курс и скорость, пытаясь скрыться в тумане и выйти из него за кормой подводной лодки. После 30 часов блужданий в тумане подлодка оказалась в проливе Маточкин Шар. И тут преследуемое судно предстало во всей своей красе. Подлодка дала залп. Последовали два взрыва. Судно остановилось и накренилось на бок. С него стали спускать шлюпки. Чтобы окончательно добить сухогруз, подводная лодка, развернувшись на обратный курс, выстрелила торпедой из кормового аппарата. Судно раскололось надвое и затонуло. Это было американское судно «Алкоа Рейнджер» — 10 300 т водоизмещения.
Шлюпки подняли красные паруса. Им предстояло нелегкое путешествие на Новую Землю.
Но погоня за разбежавшимся конвоем продолжалась и в конце концов привела подлодки к раскиданным в море торговым судам. Они спешили выйти из-под ударов вражеской авиации и подлодок. Суда двигались так же, как год назад у берегов Америки, когда она только-только вступила в войну. Это был «рай для подлодок» — выбирай любое судно и топи. И вскоре, окутанный дымом и клубами пара, еще один сухогруз пошел на дно. Его расстреляли из 88-миллиметрового орудия.
Чтобы перекрыть пути в Белое море, где советские ледоколы расчищали путь к Архангельску, вражеские подводные лодки направились южнее.
Утром в районе Кольского полуострова их встретило необычное зрелище: на фоне облачного неба вниз головой висели изображения двух торговых судов конвоя вместе с эскортом. Кончики опрокинутых мачт изображения соприкасались с настоящими, которые в этот момент только-только появились из-за горизонта.
Это же явление, наблюдаемое в северных широтах, выдало подводную лодку-разведчицу, и ей пришлось погрузиться и покрыть большое расстояние, прежде чем она могла всплыть и на полной скорости уйти к северу.
Подводные лодки «волчьей стаи», у которых еще остались запасы топлива, получили приказ прочесать те районы, через которые проходил путь конвоя PQ-17, и топить транспорты, отбившиеся от него.
Подводная лодка U-255 обнаружила голландское судно, брошенное командой, которое приткнулось у кромки льдов. Команда покинула его в спешке — на столе еще стоял завтрак. Среди полезной информации немцы нашли новую сигнальную книгу для конвоев и полный список состава конвоя HG-17.
За несколько дней были потоплены 23 судна из 34. Оставшиеся 11 пришли в Архангельск, доставив 70 тыс. из первоначального драгоценного, так нужного фронту, 200 тыс. грузов Потопленные суда унесли с собой на
дно 3350 автомашин, 430 танков, 210 бомбардировщиков и около 100 тыс. других грузов. В составе конвоя из Исландии шел советский танкер «Азербайджан». Перед вечером на конвой налетела группа вражеских самолетов. Один торпедоносец атаковал танкер, но пулеметным огнем был сбит и упал в море, успев сбросить две торпеды. Капитан танкера В. П. Изотов резко развернул судно, и торпеды прошли мимо. Но следующий торпедоносец вынырнул из облаков и тоже сбросил торпеды. Одна из них попала в борт ближе к корме, и танкер загорелся, но команда танкера ликвидировала пожар. Вскоре к танкеру подошел английский тральщик из состава эскорта. Его командир предложил капитану Изотову вместе с экипажем перейти на английское судно. Изотов поблагодарил капитана английского тральщика и сказал, что советские моряки не собираются оставлять судно. Англичане выразили свое восхищение команде и капитану и поспешили присоединиться к конвою.
Поврежденный танкер шел тихим ходом и не мог догнать свой конвой. Его уже считали погибшим. Но он дошел до Русской гавани на Новой Земле, где его отремонтировали. Только 25 июля он появился на рейде Архангельска, и все восторженно приветствовали этот отважный экипаж.
Во время Второй мировой войны только небольшое количество торговых судов плавало без сопровождения, причем все они были быстроходными. Данные статистики говорят, что 72% всех судов, потерянных в море в результате военных действий, были без сопровождения эскорта.
После катастрофы конвоя PQ-17 британское правительство в сентябре отправило следующий конвой PQ-18. Его охраняли 4 крейсера, 16 эскадренных миноносцев и конвойный авианосец с 15 самолетами на борту. Всего пятьдесят кораблей охранения, которое эскортировали 40 судов с грузом.
И вновь пошли конвои к нам, в Советский Союз, и обратно в Англию. Всего за время войны к нам прибыло 738 транспортов в составе 41 конвоя и от нас ушло 726 транспортов в составе 36 союзных конвоев.
Офицеры и матросы английского торгового и военного флотов, а также моряки других стран антифашистской коалиции, участвовавшие в проведении атлантических конвоев, выполняли свой долг с большим мужеством и мастерством.
Совместно с флотами союзников наш Северный флот обеспечил доставку грузов из союзных стран.
Читайте в рубрике «Подводный флот»: |