Использование дизельного двигателя
В России было много талантливых изобретателей и конструкторов, но наибольший вклад в развитие подводных лодок внес Иван Григорьевич Бубнов (1872—1919). Он заложил основы науки — строительной механики корабля и построил первые подводные лодки с ипользованием дизельного двигателя: «Дельфин» (1902 г.), «Минога» (1909 г.) и «Барс» (1912 г.).
Особенностью русских подводных лодок, им разработанных, было мощное торпедное вооружение. В то время как на иностранных подводных лодках устанавливали один-два торпедных аппарата, на его подводных лодках их было 4—8. Бубнов установил торпедные аппараты инженера Джевецкого. Эти аппараты стреляли так, что на поверхности моря не образовывалось выброса воздуха, так называемого воздушного пузыря, что не демаскировало подводную лодку. Поэтому из них можно было стрелять одновременно из всех сразу.
«Минога» была сделана с запасом плавучести (разность между подводным и надводным водоизмещением), увеличенным втрое по сравнению с «Дельфином». И вооружена она была, помимо торпедных аппаратов, еще и пулеметом, установленным на ходовом мостике.
Но для истории подводного судостроения самым важным нововведением Бубнова было то, что на «Миноге» впервые был установлен двигатель Дизеля. Все последующие подводные корабли, все без исключения, имели дизель-моторы.
Разработки Бубнова завершили более чем столетние поиски надежного экономичного двигателя и положило начало классическому типу дизель-электрической подводной лодки.
Устройство дизель-электрической силовой установки
Двигатель, названный в честь немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля (1858—1913), был построен в 1897 году. Это поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси топлива с воздухом от сжатия.
Это самый экономичный и надежный двигатель, работающий на пожаробезопасных топливах: керосине, газойле, соляровом масле и даже на более тяжелых фракциях нефти, если это тихоходный дизель.
На подводном корабле дизель вращает электрический генератор и гребной винт, когда корабль идет на поверхности моря. В этом случае генератор одновременно может подзаряжать батарею электрических аккумуляторов. И когда подводный корабль погружается под воду, гребной винт вращает электромотор, питающийся от батареи аккумуляторов. В надводном положении время работы дизеля ограничивается5 только запасом топлива, так как запас воздуха в атмосфере неограничен. В подводном положении плавание корабля ограничивается емкостью электроаккумуляторов, и когда они разряжаются, приходится всплывать, запускать дизель и вновь запускать аккумуляторы.
Перископ позволяет осматривать из подводного положения море, берег и т. д., возвышаясь над поверхностью моря на 1—1,5 м. Он устроен как обычная подзорная труба, в которой находится система призм и линз. Свет попадает через входное отверстие, проходит линзы и призмы и попадает в окуляр, в который смотрит наблюдатель.
Пространство между прочным внутренним корпусом служит, как мы уже рассказы-пали выше, балластной цистерной. Заполняя его водой, можно заставить лодку погрузиться, а продувая сжатым воздухом — всплыть.
Когда подлодка идет своим ходом, можно с помощью носовых и кормовых горизонтальных рулей маневрировать по вертикали. Поворачивая их, можно заставить встречный поток воды поднять нос лодки и опустить ее корму, тогда лодка всплывет. На корме находится вертикальный руль, который поворачивает лодку вправо или влево. Там же крепится гребной винт, который вращается с помощью дизель-мотора или электродвигателя.
Читайте в рубрике «Подводный флот»: |