Первые подводные ракетоносцы
В 1834 году русский военный инженер генерал-адъютант Карл Андреевич Шильдер (1785—1854) предложил запускать ракеты, которые применялись в русской армии, с подводной лодки, а также с надводного корабля — «ракетного парохода». На Александровском литейном заводе в Санкт-Петербурге он построил железную подводную лодку водоизмещением в 16 т, длиной 6 м.
На носу лодки был укреплен шест-гарпун, на конце которого висела бочка с порохом. От запала бочки к лодке тянулся канат с электрическим проводом.
На верхней палубе имелись две одинаковые башенки: одна с подзорной трубой для наблюдения за поверхностью моря — прообраз перископа, другая — с трубкой для вентиляции.
По бортам имелись две пары необычных весел, которые были движителями лодки. Они могли качаться с помощью уключин в вертикальной плоскости как маятники. На конце каждого весла крепились поверхности, которые складывались в трубку, когда весло двигалось против хода лодки, и раскрывались для гребка, когда оно двигалось вперед. Весла вели себя как гусиные лапы, именно так птица плавает на воде.
Двенадцать матросов гребли, сменяя друг друга, и лодка плыла со скоростью — 0,4 узла (0,74 км/ч).
В нижней части корпуса стояли балластные цистерны, которые заполнялись забортной водой и опорожнялись ручным насосом. На корме лодки крепился небольшой руль.
Изобретатель рассчитывал на то, что, подойдя незаметно к противнику, можно будет вонзить гарпун в борт вражеского корабля, оставить привязанную к нему бочку и, отплыв на безопасное расстояние, поджечь порох с помощью электрического запала.
Оригинальна была идея использовать ракеты. Для этого на лодке по каждому борту имелись по три трубы с надежно изолированными от воды ракетами.
Трубы служили направляющими для старта ракет. После первой такой подводной лодки была построена вторая — усовершенствованная.
Шильдер осуществил на своих подводных лодках ряд погружений под воду на кронштадтском рейде, а в 1838 году даже взорвал миной плавающую мишень.
Опыты по запуску ракет с подводных лодок тогда не дали положительных результатов, но сама идея на современном уровне техники оказалась перспективной.
К. А. Шильдер, работая вместе с изобретателем К. Якоби, который создал в 1834 году электродвигатель, а в 1838 году опробовал его для привода судна, очень надеялся, что с этим двигателем его подводная лодка сможет обходиться без гребцов. Но успехи электротехники в то время были очень и очень невелики и опыты с его подводной лодкой были прекращены.
Читайте в рубрике «Подводный флот»: |