Морская экспедиция «Челленджер»
В 1868 г. по почину Королевского общества в Лондоне (Английская академия наук) было устроено небольшое океанографическое плавание на военном корабле Lighting под руководством главного устроителя экспедиции Карпентера и Уайвила Томсона. Они произвели некоторые работы (драгировки, измерения глубин и температур) между Шотландией и Фарерскими островами. Результаты оказались очень интересными и на следующее лето адмиралтейство предоставило в их распоряжение лучшее судно, Porcupine, на котором работы были поставлены шире и распространены от Шотландии до Бискайского залива. В 1870 г. начатые работы продолжались и были доведены до Средиземного моря (на Porcupine и Shearwater, последним командовал Нэрс).
Эти три плавания главным образом послужили для разработки способов и приемов работ и усовершенствования приборов. Многие отрасли исследования приходилось создавать заново, например химический анализ воды и анализ газов, в ней заключенных, а для этого приходилось производить целый ряд опытов.
Одновременно океанографические исследования начались и в других странах, так, в 1869 г. в Германии была основана существующая и до сих пор Комиссия по изучению немецких морей, с самого начала много сделавшая для постановки газового анализа морской воды (Якобсен), а впоследствии по вопросу об изучении планктона (Гензен).
В то же время и в Соединенных Штатах. Америки занялись обследованием прилегающих вод Атлантического океана. Начались эти работы изучением Гольфстрима (еще в 1846 г.), а потом они /расширились и охватили более широкую полосу океана, особенно после возникновения «U. St. Fish Commission», работающей и до сих пор. Другое ученое учреждение Соединенных Штатов «Coast and Geodetic Survey» занялось с 1872 г. обследованием Мексиканского залива и Карибского моря.
Все эти работы привели английских ученых к сознанию необходимости снаряжения большой океанографической кругосветной экспедиции, которая бы выяснила рельеф дна океанов и обследовала бы физические, химические и биологические свойства и особенности океанов на поверхности и на глубинах. Великобританское правительство, по представлению ученых учреждений страны, решило снарядить такую экспедицию, для чего был назначен деревянный корвет Challenger в 2306 т, с машиной в 1234 силы; он был снаряжен в плавание под наблюдением главного гидрографа флота и особой комиссии; личный состав офицеров был подобран соответственно назначению, командиром назначен был Нэрс, а старшим офицером Тизард. Кроме того, на судно была назначена еще комиссия из 6 специалистов под руководством Уайвила Томсона. Было составлено подробное наставление для работ, придуманы и построены приборы, на корабле были устроены особые лаборатории, и он был снабжен всем необходимым для научных работ. Корвет вышел из Англии в декабре 1872 г., а возвратился туда в мае 1876 г., за три с половиной года он прошел 68 900 морских миль и имел 362 глубоководные станции, в каждой из коих определены: глубина, грунт, образец придонной воды, ее температура; во многих ^случаях добыты драгой со дна грунт и животные, исследована фауна и флора на поверхности и на разных глубинах, сделаны определения температур на разных глубинах и добыты оттуда образцы воды. На каждой станции определялось поверхностное течение и иногда течения на глубинах и велись ежечасные метеорологические наблюдения.
Труды Challenger составляют новую эпоху в развитии океанографии и всех ее отраслей, как вследствие громадности охваченного пространства, так и по причине новых приемов и способов исследования и применения новых приборов.
Во многих отношениях исследования Challenger принесли совершенно новые сведения, а собранные материалы оказались столь громадны, что для их обработки понадобилось участие 70 ученых в течение 20 лет. Издание результатов закончилось только в 1895 г. и составило 50 больших томов; из них общее описание и собственно океанография занимают 8 томов, ботаника — 2 тома и зоология — 40 томов (29 482 стр. всего и 2279 карт, чертежей и рисунков). Очень важно, что план обработки был составлен редактором Дж. Мерреем обдуманно, широко и охватил все задачи океанографии в том размере, в каком они тогда выяснились.
Обработка большей части материалов, особенно физического и химического характера, потребовала производства большого количества добавочных исследований и опытов; одни исследования химических и физических свойств собранных образцов воды потребовали немало времени, а по количеству полных химических анализов (76) и до сих пор не были превзойдены еще ни разу. Многие работы, помещенные в трудах Challenger, представляют обширнейшие обработки всего существующего материала по данному вопросу, например, циркуляция атмосферы, обработанная Бёканом и содержащая такое собрание ежемесячных карт распределения давления атмосферы, какого не было-раньше и никем не издавалось вновь. Или, например, статьи, представляющие введения в ботанический и зоологический отделы.
Некоторые части представляют совершенно новые теоретические исследования разных научных вопросов, например труд проф. Тэта о физических свойствах воды, или о составе морской воды проф. Дит-мара, или, наконец, обширная и совершенно новая работа самого редактора Д. Меррея и Ренара относительно образцов грунта дна, собранных экспедицией. Все это вместе еще более увеличивает значение экспедиции Challenger и действительно и до сих пор сохраняет за нею и ее трудами значение настоящего краеугольного камня океанографии.
Плавание и работы Challenger принесли океанографии еще и другую косвенную помощь; до него много морских экспедиций уходило из Европы и Америки, но на океанографические работы в течение их плаваний не обращалось достаточного внимания. После же Challenger все экспедиции производили океанографические исследования, обязательно входившие в их программу. Таким образом, пример Challenger сыграл громадную роль в деле обследования океанов.
Через год после его отправления была снаряжена германская экспедиция на Gazelle (1874—1876 гг.), имевшая назначение отвезти астрономов на о-ва Кергелен для наблюдения прохождения Венеры. Благодаря примеру Challenger эта экспедиция тоже произвела ряд океанографических наблюдений во время своего кругосветного плавания (см карту III) и расположила свой путь так, чтобы он шел по иным местам, нежели путь Challenger.
В то же время (1874 г.) работала американская экспедиция на Tuscarora, имевшая техническую задачу произвести промеры по дуге большого круга между Сан-Франциско и Японией для прокладки кабеля. Она тоже произвела, кроме измерений глубин, еще и некоторые другие океанографические наблюдения и отыскала вдоль окраин Алеутских и Курильских островов громаднейшие глубины, наибольшая до 8490 м в 180 морских милях (333 км) от о. Итуруп (Курильских островов). В этом и следующем году (1875 г.) то же судно промерило линию Сан-Франциско—Гаваи — Австралия.
Работы этих трех судов (Challenger, Gazelle и Tuscarora) уже дали в совокупности достаточный материал для составления общей океанографической картины для всего Мирового океана.
Читайте в рубрике «Исследования океанов»: |
University
www.ektu.kz