По великим просторам океана
С самых древних времен по берегам морей селились различные народы. Трудно было тогда совершать путешествия через непроходимые леса. Зато по воде было сравнительно легко общаться, даже на большие расстояния. Таким образом, море стало излюбленной дорогой с самых отдаленных времен. Выход на океанские просторы и преодоление их знаменовало собой крупнейшие события XV века. Путешествия Афанасия Никитина в Индию (1466—1472 гг.), открытие Колумбом Америки (1492 г.), плавание Васко да Гама вокруг Африки и через Индийский океан (1497—1498 гг.) и, наконец, кругосветное плавание кораблей Магеллана (1519—1522 гг.) знаменовали собой преодоление больших просторов — начало океанского 'периода в общении между странами.
С морями тесно связана история нашей Родины. Из глубины страны по могучим рекам добирались славяне до берегов Черного, Балтийского и Белого морей. На побережьях создавались крупные поселения. С их помощью организовывалась торговля с заморскими странами. Смелыми мореходами были наши предки. Уже в VI —IX веках славяне плавали далеко за пределами Черного моря. Их легкие суда посещали самые далекие уголки Средиземного моря (берега Византии, остров Крит, берега Южной Италии). Они добирались и до Пиренейского» полуострова. Из Балтийского моря славяне вели торговлю с народами, обитавшими на всем северном побережье Европы. Поселения славян были даже на Британских островах. Слава наших мореходов была так велика, что до XVI века на генуэзских картах Черное море называлось Русским. Известный английский историк Ф. Джен в конце XIX века писал: «Русский флот, начало которого хотя обыкновенно относят к сравнительно недавнему учреждению, основанному Петром Великим, имеет, в действительности, большие права на древность, чем флот британский. За столетие до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях; и тысячу лет тому назад первейшими моряками того времени были русские».
Борьба русских за море была нелегкой. На их торговые суда нападали, «гостей» брали в плен, а товары грабили. Уже с VII века русским приходилось организовывать походы против Византии. В дальнейшем русские княжества неоднократно отстаивали свое право на свободное мореплавание и торговлю. В 860 году русские на 200 боевых ладьях пересекли Черное море. Византия не приняла боя и откупилась. В X веке князьям Олегу, а затем Игорю пришлось опять завоевывать свободу русского мореплавания. В победных военно-морских сражениях участвовали тысячи судов. На Балтийском море русской торговле сильно мешали шведы. В начале XIII века новгородцы разбили шведов, восстановив возможность вести самостоятельно заморскую торговлю. К этому же времени относится проникновение русских в Белое и Баренцово моря. В период татарского нашествия Север был единственным «окном» в Европу, имевшим свободный выход в море. Замечательных успехов достигли полные героизма плавания русских поморов в Сибирь. Одновременно с движением к берегам Тихого океана через Сибирь шло освоение плаваний по полярным морям. В 1639 году отряд землепроходцев под начальством Ивана Москвитина вышел к берегам Охотского моря. В 1648 году Семен Дежнев и его товарищи завершили плавание полярных морепроходцев вдоль сибирского побережья, пройдя в этом году последний участок от Колымы морем вокруг Чукотки в Анадырь. Таким образом, идя двумя путями — через Сибирь и морем вдоль сибирских берегов, — к середине XVII века на берегах Тихого океана появились русские служилые люди. Одновременно Дежневым был разрешен вековой спор — соединяется ли Азия с Америкой или между этими двумя материками имеется пролив. Плавание Дежнева было выдающимся географическим открытием XVII века. Русские мореходы внесли величайший вклад в отечественную и мировую науку.
Правильно оценивая значение морей для русского государства, Петр I считал важнейшей задачей создание отечественного флота. Особенно велики заслуги Петра I в деле возвращения России берегов Балтийского моря. Им же была начертана громадная программа Великой Северной экспедиции. Она была осуществлена после его смерти. Замечательны плавания и открытия, сделанные во время этой экспедиции, охватившей труднодоступные пространства полярных морей и северную часть Тихого океана. Вместе с вспомогательными отрядами в ней участвовало несколько тысяч человек. Русские мореходы под начальством Беринга и Чирикова, а позже и других достигли Аляски, составили карты побережья Азиатского материка и части Америки. Это сделало возможным заселение русскими северо-западной Америки и Алеутских островов. Героические усилия участников Великой Северной экспедиции позволили положить на карту очертания сибирских морей от реки Печоры до реки Колымы. На это потребовалось 10 лет мужественной работы, с 1733 по 1743 год. Опись берега от реки Печоры до реки Оби проводил отряд, которым руководили Муравьев, Павлов, Малыши и Скуратов. От устья реки Оби до устья реки Енисея работал отряд Овцына. От устья реки Енисея и на восточном берегу Карского моря работал отряд под руководством Минина и Стерлегова. Восточный берег Таймыра обследовал Прончищев и отряд под начальством Харитона Лаптева и Челюскина. В мае 1742 года Челюскиным была открыта самая северная точка Азии. На восток от реки Лены работал отряд Ласиниуса и Дмитрия Лаптева. Этот отряд провел обследование, включая и побережье Восточно-Сибирского моря. В XVII веке русские военные моряки и геодезисты при помощи местных жителей — якутов, юкагиров, чукчей — нанесли на карты берега Сибири и Дальнего Востока.
Имена участников Великой Северной экспедиции и по сие время украшают карту нашей Родины. Это про них писал М. В. Ломоносов:
Коломбы Росские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава.
Результаты Великой Северной экспедиции в сибирских морях и Тихом океане действительно являются выдающимися географическими открытиями XVIII века.
Лично М. В. Ломоносов, хотя и не участвовал в морских экспедициях, но выдвигал и защищал различные прогрессивные проекты. Внимательно следя за открытиями русских людей, великий ученый старался обобщить разрозненные наблюдения. Им было составлено «Краткое описание разных путешествий по» северным морям и показания возможного прохода Сибирским океаном в восточную Индию». Он первый дал классификацию морских льдов, также имевшую большое значение для развития нашей отечественной океанографии.
Во второй половине XVIII века предпринимается ряд экспедиций по замыслу М. В. Ломоносова: экспедиция Чичагова к Шпицбергену, экспедиция Креницына и Левашева, значительно продвинувшая вперед научное исследование Алеутских островов, и другие. В 80-х годах
XVIII века компания Шелихова начала заселение и изучение Аляски. Под руководством этого замечательного патриота русские поселения появились на Алеутских островах и по тихоокеанскому побережью Северной Америки. Шелихов был не только инициативным предпринимателем, но и неутомимым исследователем.
Для обеспечения Поселений и изучения северной части Тихого океана и необходимости поддержания связи с русскими владениями в Северной Америке до середины XIX века русские парусные корабли совершили свыше сорока кругосветных и полукругосветных плаваний и открыли неизвестные ранее острова. Имена русских мореплавателей — Крузенштерна, Лиеянского, Головнина, Коцебу, Беллинсгаузена, Лазарева, Врангеля и других получили всемирную известность.
Таким образом, начало XIX века ознаменовалось многими русскими кругосветными экспедициями. Хозяйственное и политическое развитие России выдвигало задачи этих географических исследований. Советский народ гордится подвигами и замечательными открытиями русских мореплавателей. Среди туманов и тяжелых льдов, в сумерках полярной ночи или под палящим солнцем знойных тропиков моряки нашей Родины самоотверженно вели исследования неизведанных земель и морских просторов.
Командир одного из кругосветных плаваний Коцебу так писал о героизме русских моряков: «Неустрашимость и твердость духа матросов всегда меня радовали. Поведение их везде было примерным: как в местах известных, так и в новых странах видно было их тщательное старание предотвратить всякое дурное о себе мнение. Таким образом, и самое затруднительное предприятие, совершаемое с русскими .матросами, обращается в удовольствие». Русские герои матросы мужественно переносили тяготы экспедиций.
Отправляясь из Балтики, русские мореплаватели везли в далекие поселения в северо-западной Америке и северной части Тихого океана различные грузы, одновременно проводили исследования океана. Ими открыто множество островов, особенно в тропической части Тихого океана. Обычно отправлялись по» два корабля. Первыми были «Надежда» и «Нева», на которых Крузенштерн и Лисянский в 1803—1806 годах совершили плавание вокруг света.
Пренебрегая мнением английского мореплавателя Кука о том, что Южнсго материка не существует или если он и есть, то никогда не будет достигнут из-за тяжелых Льдов, русские военные моряки во время плавания на кораблях «Восток» и «Мирный» в 1818-1821 годах под командованием Беллинсгаузена и Лазарева открыли шестую часть света — материк Антарктиду. Так было сделана крупнейшее географическое открытие XIX века.
Проводимые в русских кругосветных экспедициях наблюдения открывали - много неизвестного в природе океана. Особенно выдающимися были исследования Степана Осиповича Макарова во время его кругосветного плавания в 1886—1889 годах на корвете «Витязь». Труд Макарова «Витязь» и Тихий океан» и поныне является классическим, a eго автор с полным правом может быть назван создателем нашей отечественной науки о морях— океанографии. Много сделал адмирал Макаров и в области морской техники. Мощный ледокол «Ермак», построенный по его проекту, свыше пятидесяти лет находится в строю нашего ледокольного флота. Морские экспедиции Макарова и других русских ученых не только обогатили географическую науку, но и дали также большой новый материал по геологии, биологии, этнографии.
После работ Макарова и других русских ученых исследования морей стали быстро развиваться. Но в условиях царской России они проводились преимущественно по инициативе отдельных ученых, отважных мореплавателей. Им приходилось преодолевать косность, неуважение к науке, низкопоклонство перед иностранщиной, господствовавшие в правительственном аппарате. Например, смелого мореплавателя, сына рыбака Георгия Седова царское правительство не поддержало. Его экспедиция к Северному полюсу, предпринятая на собранные добровольные пожертвования и имевшая слабую материальную базу, окончилась трагически.
После установления Советской власти благодаря заботе Коммунистической партии исследования морей были признаны государственно важным делом. Еще шла гражданская война, когда Владимиром Ильичом Лениным был подписан в 1921 году декрет, положивший начало систематическим, регулярным исследованиям морей.
По решению Советского правительства в это же время создавались Арктический институт, Институт рыбного хозяйства, Гидрологический институт и другие научные учреждения, начавшие систематические исследования морей, омывающих берега нашей Родины. Особенное внимание привлек Северный Ледовитый океан. Его исследование составляет законную гордость советских полярников и ученых.
В 1932 году в экспедиции на ледокольном пароходе «Сибиряков» был пройден в одну навигацию Северный морской путь. Экспедиция осуществила давнюю мечту лучших людей нашей страны — проложить морской путь, связывающий советский Дальний Восток с европейскими морями. Этот путь намного короче южного через Суэцкий канал и Индийский океан. Северный морской путь целиком лежит в пределах морей, омывающих берега нашей Родины. С освоением Северного морского пути стали быстро развиваться культура и народное хозяйство на севере Сибири. Были открыты и описаны различные острова и даже такие обширные, как архипелаг Северной Земли. Были изучены воды, течения, льды, морская фауна и флора.
Успехи освоения плавания по сибирским морям требовали изучения Центральной Арктики, включая и районы Северного полюса. В 1937 году из Москвы вылетела экспедиция под начальством О. Ю, Шмидта для организации на льдах Полярного бассейна первой в мире дрейфующей научной станции. Станция «Северный полюс» просуществовала 274 дня, и героические участники этой беспримерной экспедиции И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров и Э. Т. Кренкель проделали большую работу по исследованию климата, рельефа дна, температуры воды, распределению мелких животных и растений, обитающих от поверхности до дна Ледовитого океана. Особенное значение имели исследования дрейфа льдов. Еще не закончились работы, проводимые на стации «Северный полюс», а в высоких широтах Арктики начался дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов». На нем также проводились большие научные исследования.
Успехам советских полярников много содействовали не только моряки, но и летчики. С их помощью были организованы специальные летные экспедиции. Первая отправилась в 1941 году под командой И. И. Черевичного в район к северу от острова Врангеля, носящий кажущееся теперь очень странным название — «Полюс относительной недоступности». Эти воздушные экспедиции провели исследования на льдах и доказали, что для советских людей не существует недоступных полюсов!
Начавшаяся Отечественная война задержала развитие этих исследований. Зато как только отгремели последние залпы победы над фашистской Германией и империалистической Японией, размах морских исследований стал быстро нарастать и превзошел довоенное время. Еще регулярней стало проводиться изучение морей для выяснения условий развития рыболовства и мореплавания.
С 1948 года советские полярники организовали систематический штурм Северного Ледовитого океана. В последние годы много воздушных экспедиций отправилось в непосещенные районы Центральной Арктики. Самолеты садились на лед, проводили комплексные исследования от поверхности до самого дна Северного Ледовитого океана. Кроме таких летающих обсерваторий, на льдах в 1950 году начала работать дрейфующая станция «Северный полюс-2». Ею руководил М. М. Сомов. Одновременно проводились обследования обширного района с помощью летающих обсерваторий. Научное руководство ими осуществлял М. Е. Острекин.
На дрейфующую станцию «Северный полюс-3» прилетел вертолет В. Ф. Бурханова организовала комплексное обследование Центрального Полярного бассейна. В задачу экспедиции входило: создание двух дрейфующих станций на льду, исследование малоизученных районов Центральной Арктики, проведение детальных разведок погоды и льда. Летающими обсерваториями был покрыт большой район. Совершено несколько сот посадок на лед с исследовательскими целями. Начали в 1954 году работать две дрейфующие станции. Одна в районе полюса, она называется станция «Северный полюс-3», ею руководит А. Ф. Трешников. Вторая была организована в районе так называемого «Полюса относительной недоступности» — станция «Северный полюс-4». Ею руководит Е. И. Толстиков.
В результате работ советских полярников рассеялись многие ошибочные представления. Выяснилось, что дно Центрального Полярного бассейна не представляет собой одну глубоководную впадину. Оказалось, что на дне ее имеются горы. Некоторые из них так велики, что возвышаются над дном до 3 километров. Главный хребет тянется от Новосибирских островов через район Северного полюса к Земле Эльсмира и Гренландии. Ему присвоено имя М. В. Ломоносова — в честь заслуг великого ученого в развитии полярной науки и отечественной океанографии. Хребет Ломоносова разделяет Полярный бассейн на две котловины. Западная котловина расположена в сторону Атлантического океана, а восточная — в направлении к морю Бофорта. Выяснены пути движения циклонов и антициклонов через Арктику и влияние их на дрейф льдов. Определены характер водных масс и роль Атлантического и Тихого океанов в их происхождении. Биологические исследования дают разнообразный материал о жизни в высоких широтах. Везде под льдами находили различные мелкие водоросли, рачков и рыб, а на льдах белых медведей, тюленей, морских птиц. В местах, удаленных более чем на тысячу километров от берега, советские полярники встречали полярного воробья — пуночку, песцов и других животных.
Читайте в рубрике «Исследования океанов»: |