»ностранные кораблестроители на русской службе

»ностранные кораблестроители <br> на русской службе »ностранные кораблестроители
на русской службе

ѕравительство ѕетра I, поставившее перед собой грандиозную задачу — создать в кратчайший срок отечественный регул€рный военный флот, предварительно должно было разрешить проблему подготовки кадров строителей кораблей и иных судов. ѕоскольку в –оссии ранее мореходных военных судов почти никогда не строили, то естественно, что не было и соответствующих своих кадров. ¬ то врем€ представл€лись лишь два возможных пути дл€ разрешени€ этой срочной проблемы: либо пойти на выучку к лучшим иностранным кораблестроител€м из стран, накопивших солидный опыт военного кораблестроени€, либо пригласить иностранных специалистов на русскую службу.

 ак известно, ѕетр прежде всего обратилс€ к первому пути, отправившись сам за границу во главе большой группы волонтеров в составе ¬еликого посольства, чтобы изучить на месте практику и теорию кораблестроени€ в √олландии, јнглии и ¬енеции. ¬ дальнейшем он посто€нно отправл€л за границу молодых людей на выучку к иностранным кораблестроител€м.

ќднако подготовка национальных кадров кораблестроителей требовала много времени. „тобы ускорить создание отечественного флота, русское правительство стало приглашать и вербовать иностранных кораблестроителей дл€ службы в –оссии. ѕрин€тые на русскую службу иностранцы должны были не только строить корабли дл€ создававшегос€ флота, но и передавать свой опыт прикрепленным к ним ученикам из местных молодых людей.

Ќе так-то просто было сагитировать хороших иностранных кораблестроителей покинуть свою родину, насиженные места, чтобы отправитьс€ в далекую и незнакомую ћосковию, о которой они имели смутное представление как о варварской стране. ≈стественно, что охотнее всего подписывали контракты с русским правительством менее квалифицированные специалисты, прельстившиес€ большими подъемными и обещанными высокими окладами. ѕопадались среди завербованных и просто авантюристы.

«а первые 10—15 лет с начала создани€ в –оссии флота русское правительство нан€ло несколько сот иностранных кораблестроителей, приглашение которых, в основном, оправдало себ€.   началу √ангутского сражени€ 1714 г. –осси€ на Ѕалтике уже располагала значительным парусным флотом и огромной парусно-гребной эскадрой, с

—реди поступивших на русскую службу иностранных кораблестроителей были дес€тки высококвалифицированных и честных специалистов, многие из которых стали считать –оссию своей второй родиной и отдавали все свои силы дл€ возвеличивани€ ее морской мощи. »менно они были первыми учител€ми и наставниками многих видных отечественных кораблестроителей.

Ќапомним, что в период начала создани€ јзовского флота в конце XVII в. на русскую службу вербовали главным образом голландских и датских кораблестроителей. ќднако когда побывавший в √олландии ѕетр убедилс€ в отсутствии у голландцев глубоких теоретических познаний в кораблестроении, в –оссии стали воздерживатьс€ от дальнейшего приглашени€ голландских мастеров.

¬о врем€ пребывани€ ѕетра в јнглии на русского цар€ большое впечатление произвело знакомство с образованным английским мор€ком — адмиралом  рамартеном, который обладал солидной эрудицией в теории и практике кораблестроени€. »менно по его совету ѕетр подробно изучил образцовую в јнглии  оролевскую верфь в ƒенфорде (вблизи Ћондона). јнглийский адмирал познакомил русского цар€ с несколькими лучшими ее кораблестроител€ми. ќсобенно пришлись по душе ѕетру трое из них — ƒжон ƒен, ќсип Ќай и более молодой –ичард  озенц. ÷арь часто и подолгу беседовал с ними, слушал их рассказы и объ€снени€. ¬скоре он убедилс€, что все трое англичан не только опытные и теоретически подготовленные специалисты, но и весьма добросовестные люди. –усский царь уговаривал их хот€ бы временно перейти на русскую службу. ќбычно скуповатый на расход казенных средств, ѕетр пообещал им высокие денежные оклады, а также чины и звани€. ≈му удалось добитьс€ от ƒена и Ќа€ согласи€ временно поступить на русскую службу, а  озенц обещал подумать о предложении цар€.

Ќе жела€ тер€ть дорогого времени, ѕетр тут же заключил с ƒеном и Ќаем контракт, а затем, не дожида€сь своего возвращени€ в –оссию, отправил их весной 1698 г. туда через Ќарву в сопровождении Ћукь€на ¬ерещагина. –ичард  озенц прибыл в –оссию двум€ годами позднее. ≈ще позже прибыли поступившие на русскую службу английские кораблестроители –ичард Ѕроун (1705 г.) и –ичард –амз (1715 г.).

ƒжон ƒен и ќсип Ќай

ƒжону ƒену и ќсипу Ќаю очень импонировала кипуча€ энерги€ и увлеченность русского цар€. ќставив на врем€ свои семьи в јнглии, они отбыли в далекую и неведомую –оссию. ѕочерпнув еще в јнглии от этих людей много сведений из теории и практики кораблестроени€, ѕетр и в –оссии старалс€ многому поучитьс€ у них. ќн видел в ƒене и Ќае не только наемных кораблестроителей, но и своих консультантов и советчиков.

ѕервое, на что по прибытии в –оссию обратили внимание оба английских кораблестроител€ — это отсутствие какой-либо единой кораблестроительной терминологии. Ќар€ду с древними русскими терминами бытовали голландские, венецианские, греческие и иные, отчего происходила несусветна€ путаница, тормозивша€ строение судов. ќба англичанина при поддержке ѕетра сразу же начали настойчиво внедр€ть в русскую практику английскую кораблестроительную терминологию, котора€ в то врем€ была наиболее четкой и совершенной.

ƒен и Ќай в первые же дни пребывани€ в ¬оронеже начали готовить к закладке на местной верфи первые свои корабли. ќднако одному из них — ƒжону ƒену так и не довелось прин€ть непосредственного участи€ в постройке судов в –оссии. ¬ €нваре 1699 г., наход€сь в ћоскве по служебным делам, он в результате приступа грудной жабы внезапно скончалс€ и был там же похоронен. ќсип Ќай в течение последующих п€ти лет, на которые по контракту подр€дилс€ строить корабли в –оссии, честно трудилс€, построив в ¬оронеже три корабл€ — „„ерепаха", „—корпион" и „÷вет войны".

 огда закончилс€ срок контракта, ќсип Ќай, стрем€сь вернутьс€ к семье, не захотел начинать закладку новых кораблей. ѕетр удвоил англичанину денежный оклад, чтобы удержать его в –оссии в то напр€женное врем€ создани€ отечественного флота. ¬плоть до 1708 г. ќсип Ќай работал на верф€х ¬оронежа, “аврова и ќсереды. ќн построил там за эти годы одиннадцать 80-, 60-, 58- и 48-пушечных кораблей.  роме того, тогда же он построил там лично дл€ ѕетра €хту, котора€ сочетала качества прогулочного судна и боевого корабл€.

¬се корабли ќсипа Ќа€ отличались прочностью и добротностью, но были тихоходны. ¬ ту пору англичане еще не обладали секретами обеспечени€ надежной продольной прочности и строили широкие и относительно короткие корабли, что отрицательно сказывалось на их ходовых качествах.

 огда после неудачного ѕрутского похода –осси€ лишилась права иметь военный флот на јзовском море, основные усили€ ѕетр и его правительство сосредоточили на форсировании создани€ Ѕалтийского флота. »менно тогда и ќсип Ќ€й начал строить суда в —анкт-ѕетербурге и на приладожских верф€х.

  этому времени в –оссии по€вились первые отечественные кораблестроители, некоторые из них сами разрабатывали проекты судов. ≈стественно, что на первых порах не обходилось без ошибок в чертежах и расчетах. ∆ела€ прийти на помощь своим русским соратникам, ќсип Ќай в 1710 г. подготовил труд-наставление „ќб исправлении, которые надлежит сделать в корабельных чертежах". Ёто пособие содержало не только ценные практические советы, но и их теоретическое обоснование.

 ораблестроительна€ де€тельность ќсипа Ќа€ до √ангутского сражени€ 1714 г. протекала в основном в районе реки »жоры, на верфи которой он построил 20 бригантин дл€ √алерной эскадры Ѕалтийского флота. ¬ последующие годы ќсип Ќай работал в —анкт-ѕетербургском јдмиралтействе, где построил шесть 90-, 66- и 54-пушечных кораблей, шесть 46- и 32-пу-шечных фрегатов и несколько менее крупных судов.

ѕосле смерти ѕетра ќсип Ќай совместно с наиболее близкими к покойному царю кораблестроител€ми достраивал заложенный им 100-пушечный корабль „ѕетр I и II".

” Ќа€ было много учеников, среди них такие видные отечественные кораблестроители, как ‘едосей —кл€ев и Ћукь€н ¬ерещагин.

ѕрослужив в –оссии почти сорок лет, вместо трех, как он намеревалс€ первоначально, в 1737 г. ќсип Ќай из-за болезни и преклонного возраста (ему тогда давно перевалило за 70), уволилс€ с русской службы в чине капитан-командора от флота. ¬ ознаменование его заслуг перед российским кораблестроением јдмиралтейств-коллеги€ установила ему пожизненную пенсию в размере 500 рублей в год, с каковой он уехал на родину в јнглию, где и доживал свои последние дни.

«а годы службы в –оссии ќсип Ќай построил более сорока военных и иных судов, из которых половину составили многопушечные корабли и фрегаты.

–ичард  озенц

–ичард  озенц получал из –оссии от ƒжона ƒена и ќсипа Ќа€ восторженные письма, в которых они описывали большой размах и перспективы развити€ там кораблестроени€, а также хорошие услови€, созданные ѕетром дл€ иностранных специалистов. ¬се это подействовало на молодого, не св€занного семьей  озенца, и он в 1700 г. также подписал контракт с русским агентом в Ћондоне и вскоре, полный сил и желани€ работать, прибыл в ¬оронеж.

ѕетр весьма тепло и сердечно встретил своего старого знакомца по јнглии, двадцагишестилетнего –ичарда  озенца, который был всего на два года моложе его.

–ичард  озенц был потомственным английским кораблестроителем -у его отец и дед всю жизнь строили корабли дл€  оролевского Ѕританского флота. –одилс€ он 29 ма€ 1674 г. в портовом городе на берегу Ћа-ћанша —аутгемптоне, одном из центров национальной кораблестроительной промышленности јнглии.

ѕосле окончани€ высшей школы корабельной архитектуры молодой корабельный инженер поступил на  оролевскую верфь в ƒенфорде. “ам вскоре заметили его одаренность и назначили строителем линейных кораблей. —кромный, очень общительный и весьма доброжелательный человек, –ичард  озенц очень понравилс€ ѕетру. –усский царь был доволен, получив от него обещание приехать через два года в –оссию.

ѕрибыв в 1700 г. в ¬оронеж,  озенц с жаром включилс€ в постройку кораблей. ѕо заданию ѕетра он заложил там сразу два 70-пушечных корабл€ „—тарый дуб" и „—п€щий лев", затем построил в “аврове и ќсереде еще шесть 80-, 48- и 24-пушечных кораблей по собственным проектам. ”читыва€ местные услови€,  озенц уменьшил их осадку, но при этом сумел сохранить огневую мощь.

Ќа выучку к  озенцу назначили несколько учеников, в числе которых в 1705 г., направили јлексе€ —урмина, только что окончившего курс математической школы в ћоскве. ¬последствии —урмин стал искусным строителем речных судов и возглавл€л руководство постройкой и стандартизацией всех речных „партикул€рных" судов.

ќднако насто€щий расцвет творческой де€тельности этого одаренного кораблестроител€-англичанина началс€ с переводом его на постройку кораблей в —анкт-ѕетербургское јдмиралтейство. «десь он в 1712 г. заложил ив 1715 г. спустил на воду 64-пушечный корабль „»нгерманланд", построенный по проекту, разработанному самим ѕетром, который считал его „наипаче удачным".

–ичард  озенц внес много новшеств в технологию постройки этого корабл€, в частности, шпации от кил€ до футоксов „забирались штуками дерева", что значительно увеличивало прочность его корпуса. ќн же впервые в отечественной практике усовершенствовал систему парусности „»нгерман-ланда", добавив к его парусному вооружению фор- и грот-брамсели.

 огда „»нгерманланд" вошел в строй Ѕалтийского флота, ѕетр стал держать на нем свой царский штандарт. ѕосле одного из первых походов ѕетр был так восхищен его отличными мореходными качествами, что публично объ€вил  озенцу о том, что под парусами „»нгерманланд" обгон€ет все остальные корабли.

 орабль оказалс€ настолько удачным, что по тому же проекту  озенц вскоре построил второй однотипный 64-пушечный корабль „ћосква". Ќа „»нгерманланде" ѕетр, как на лучшем корабле, продолжал посто€нно держать свой флаг, даже и тогда, когда он командовал соединенными союзническими флотами.

Ѕолее двадцати лет проработал –ичард  озенц в —анкт-ѕетербургском јдмиралтействе, построив 17 кораблей, фрегатов и других судов. ѕостроенный  озенцом за это врем€ 90-пушечный корабль „√ангут" был в то врем€ самым мощным по вооружению кораблем в мире. “огда даже в јнглии не строили^кораблей с вооружением более чем из 80 пушек. ¬ данном случае  озенц €вилс€ подлинным новатором, завоевав своей второй родине приоритет в этой области.

ѕомимо постройки кораблей в —анкт-ѕетербурге на  озенца возлагались об€занности по руководству ремонтом кораблей Ѕалтийского флота и по осмотру тех из них, что прибывали из јрхангельска. „тобы сократить потери времени на разъезды между —анкт-ѕетербургом и  ронштадтом, ѕетр приказал  озенцу построить дл€ себ€ быстроходную разъездную €хту. ¬ последний период пребывани€ в —анкт-ѕетербурге  озенц разработал проект нового 66-пушечного корабл€ „ ремль", однако строить его довелось уже другому английскому корабельному мастеру ƒевенпорту.

„ озенцовы" корабли значительно усилили мощь Ѕалтийского флота и способствовали победоносному окончанию —еверной войны со Ўвецией, завершившейс€ подписанием в 1721 г. Ќиштадтского мирного договора.

¬ 1730 г. –ичард  озенц по своему проекту изготовил модель эллинга дл€ —анкт-ѕетербургского јдмиралтейства, по которой он и был построен под непосредственным наблюдением его автора.

”же после смерти ѕетра, в 1733 г. в св€зи с решением правительства возродить кораблестроение в —оломбальском адмиралтействе туда направили в качестве главного кораблестроител€ –ичарда  озенца, имевшего тогда чин капитан-командора и получавшего наивысший денежный оклад 1840 рублей в год.

¬ јрхангельск  озенц прибыл со своей рабочей командой из 150 опытных плотников, конопатчиков и других мастеровых. ≈го помощниками были корабельный подмастерье ¬асилий Ѕатаков и корабельный ученик I класса ѕотап  ачалов, которых он сам выучил.  роме них, в команду  озенца входили еще три ученика и два корабельных комендора.

ќзнакомившись в јрхангельске с планом создани€ там на Ѕыку нового адмиралтейства,  озенц забраковал его из-за ограниченности площади и неудовлетворительного расположени€ объектов. ќн составил новый проект создани€ адмиралтейства на —оломбале, который и утвердила јдмиралтейств-коллеги€.  озенц руководил осуществлением своего проекта и уже в 1734 г. смог заложить в новом адмиралтействе по своим проектам два 54-пушечных корабл€ — „√ород јрхангельск" и „—еверна€ звезда". ¬ следующем, 1735 г.  озенц заложил свой третий в јрхангельске 54-пушечный корабль „—в. јндрей", однако достраивать его довелось уже помощнику и преемнику маститого кораблестроител€ ¬асилию Ѕатакову.

«а трехлетнее пребывание в архангельском порту –ичард  озенц фактически заново воссоздал все —оломбальское адмиралтейство. ѕод его руководством там были построены три казармы дл€ морских служителей, два административных здани€, кузница, восемь зданий адмиралтейских мастерских, в том числе чертежна€, фонарна€ и другие. ¬округ адмиралтейства, как со стороны суши, так и реки, было оборудовано надежное ограждение.  роме того,  озенц спроектировал и построил большой корабельный кран и подготовил проект адмиралтейского канатного завода. ѕри нем на —оломбале начали строить и сухой док.

–ичард  озенц считал архангельские сосновые леса хорошим материалом дл€ кораблестроени€ и сам начал строить из сосны 32-пушечный фрегат „√ектор"л”читыва€ отсутствие в районе јрхангельска высокоствольных сосен, пригодны дл€ мачт,  озенц разработал технологию изготовлени€ мачт, составленных из нескольких частей.

11 декабр€ 1736 г. на 63-м году жизни –ичард  озенц внезапно скончалс€ и был похоронен на —оломбальском кладбище, где на его могиле и по сей день сохранилось надгробие.

ќдин из преданных и любимых советников ѕетра I по вопросам теории и практики кораблестроени€, этот инициативный кораблестроитель сумел внушить русскому царю мысль о необходимости введени€ начал стандартизации в строительство судов.  озенц совместно с другими мастерами разработал систему унификации „членов" судового набора дл€ однотипных судов и создал методику стандартизации мачтового производства.

ќдаренный кораблестроитель, обладавший хорошей теоретической подготовкой, –ичард  озенц вошел в историю отечественного кораблестроени€ как создатель кораблей с относительно мощным артиллерийским вооружением при тех же основных размерени€х судна.

«аслуга –ичарда  озенца также в том, что он из своих учеников подготовил первых отечественных кораблестроителей, в том числе таких известных, как ¬асилий Ѕатаков, јлексей —урмин и ѕотап  ачалов.

–ичард Ѕроун

ƒостойно упоминани€ также и им€ другого кораблестроител€-англичанина на русской службе –ичарда Ѕроуна, который начал свою де€тельность в –оссии в 1705 г. в ¬оронежском адмиралтействе. Ёто был грамотный и хорошо теоретически подготовленный кораблестроитель, посв€тивший российскому кораблестроению 35 лет жизни.

¬ отличие от ƒена, Ќа€ и  озенца, Ѕроун, однако, имел плохой характер: был тщеславен, самонаде€н, высокомерен и неуживчив. Ќесмотр€ на эти отрицательные качества, ѕетр ценил Ѕроуна как прекрасного специалиста, умевшего понимать с полуслова его замыслы. ¬месте с тем известно несколько случаев, когда царь одергивал Ѕроуна и заставл€л ладить со своими соратниками как из числа иностранных, так и отечественных кораблестроителей.

ѕервоначально Ѕроун строил корабли в ¬оронеже, а затем в 1707 г. его перевели на ќлонецкую верфь, где он строил гальот, бомбардирский корабль и скампавеи дл€ Ѕалтийского флота. ќн работал в Ћодейном ѕоле вместе с √аврилой ћеншиковым. “ам они вдвоем начали строить первый 50-пушечный корабль дл€ того же флота, встреча€ на первых порах много трудностей. ѕетр и —кл€ев много помогали им своими советами, в частности, предложили удлинить корабль, выполнить шпангоуты его набора составными из дев€ти частей и др.

— ќлонецкой верфи Ѕроуна вместе с ћеншиковым перебросили в Ќовую Ћадогу, где он построил еще два корабл€. «атем его направили в  азанское адмиралтейство, чтобы оказать помощь местным кораблестроител€м.

Ќачина€ с 1710 г. и до конца жизни –ичард Ѕроун работал в столичном јдмиралтействе, где построил до двух дес€тков различных судов, в том числе дес€ть кораблей и два фрегата. Ќеоднократно ему как опытному кораблестроителю поручали переделывать суда, неудачно построенные другими, менее опытными мастерами, а также достраивать корабли, заложенные другими кораблестроител€ми.

–абота€ в –оссии, –ичард Ѕроун посто€нно поддерживал переписку со своими знакомыми английскими кораблестроител€ми, которые информировали его о всех новшествах в области кораблестроени€, а также присылали ему копии чертежей судов новейшей конструкции. ќ содержании своей переписки Ѕроун держал в курсе русского цар€ и передавал ему полученные чертежи с соответствующими комментари€ми и объ€снени€ми. ѕетр очень ценил этот источник информации и принимал меры дл€ внедрени€ всего прогрессивного в практику отечественного кораблестроени€.

—пособный инженер-кораблестроитель, Ѕроун был плодовитым конструктором. ѕо некоторым его чертежам строили корабли в разных адмиралтействах страны. ќн проектировал даже транспортные и иные суда. ¬ершиной кораблестроительного творчества –ичарда Ѕроуна была разработка проекта и постройка в 1732 г. первого в мире 110-пушечного корабл€ „ѕринцесса јнна", который тогда считалс€ самым мощным и привлек внимание нескольких иностранных морских держав. Ѕолее тридцати судов за свою 35-летнюю службу в –оссии построил –ичард Ѕроун. Ќеоценим его вклад в создание кораблей дл€ первоначального €дра Ѕалтийского флота.

Ќеутомимый изобретатель и рационализатор, Ѕроун был инициатором многих нововведений и полезных начинаний в отечественном кораблестроении. “ак, например, по его предложению стали примен€ть предварительное осмолннание заранее заготовленных „членов" судового набора, а также досок обшивки специальными смолами. Ёто предохран€ло дерево от гниени€ и по€влени€ трещин из-за излишней сырости или сухости, увеличивало срок службы корабл€. ѕо примеру Ѕроуна многие отечественные кораблестроители стали покрывать толстым слоем гарпиуса внутреннюю обшивку судов и смолой наружную, что также способствовало обеспечению их долговечности.

Ѕольшой заслугой Ѕроуна €вл€етс€ то, что он первым внедр€л в практику отечественного кораблестроени€ использование железных болтов вместо дерев€нных нагелей, примен€вшихс€ ранее дл€ соединени€ между собой „членов" судового набора. Ёто сразу значительно увеличило прочность строившихс€ больших кораблей.

 ритику€ французский метод спуска кораблей на воду на канатах как недостаточно надежный, Ѕроун разработал собственный способ их спуска. —ущность его метода заключалась в комбинированном использовании жестких св€зей, заимствованных из английского способа спуска судна на воду, с канатами, которые примен€ли французские кораблестроители.

¬еда€ дефектованием и ремонтом кораблей и иных судов, Ѕроун всегда про€вл€л себ€ рачительным хоз€ином. ќн считал целесообразнее разламывать ветхие суда, чем тратить деньги на их ремонт, утвержда€, что вместо двух отремонтированных и недолговечных ветхих дешевле построить одно новое судно.

”же будучи обер-интендантом и веда€ всем кораблестроением в масштабе Ѕалтийского флота, –ичард Ѕроун разработал проект крытого эллинга, со стапел€ которого можно было спускать суда без применени€ традиционных спусковых салазок.

—кончалс€ –ичард Ѕроун в —анкт-ѕетербурге 21 сент€бр€ 1740 г. в преклонном возрасте и был похоронен в јлександро-Ќевской лавре. ќн имел чин капитан-командора и почти до последних дней жизни участвовал в непосредственной постройке кораблей.

–ичард –амз

»з английских кораблестроителей, перешедших на русскую службу и навсегда св€завших свою судьбу с судьбами –оссии, позднее других приехал в –оссию –ичард –амз. Ётот опытный и способный кораблестроитель прибыл в —анкт-ѕетербург в 1715 г.

–ичард –амз сразу прин€л русское подданство и навсегда осталс€ в –оссии, которой он честно служил в течение 25 лет. «начительна€ часть его службы прошла в  ронштадте, где он ведал ремонтом всех судов  ронштадтской эскадры и ежегодно готовил их к очередной кампании. ” него была больша€ рабоча€ команда, котора€ также обслуживала корабли во врем€ летней кампании. ¬сего под руководством –амза было отремонтировано и проведено тимбирование до 90 кораблей, фрегатов и других судов Ѕалтийского флота.

ѕосле смерти ѕетра I, как известно, кораблестроение находилось в упадке и новые корабли закладывали в очень ограниченном количестве. »менно этим объ€сн€етс€, что –амзу в –оссии довелось построить всего шесть кораблей, два фрегата и два бомбардирских корабл€. ќн был хорошим конструкторам и все суда строил лишь по своим проектам. –амз был также прекрасным судомоделистом: јдмиралтейств-коллеги€ поручала ему изготовл€ть модели всех трофейных шведских кораблей и иных судов, а также ремонтировать модели, находившиес€ в ћорской академии.

 ак опытного кораблестроител€ –ичарда –амза привлекали к приемке строений, предназначенных дл€ кораблестроени€. “ак, ему довелось осматривать вместе с другими мастерами первый крытый стапель, построенный и —анкт-ѕетербургском јдмиралтействе, и давать заключение о его пригодности.

–ичард –амз скончалс€ в —анкт-ѕетербурге в чине капитан-командора в 1740 г.

ћорис ѕангалое

¬о врем€ пребывани€ за границей ѕетр I много слышал о французском кораблестроителей ћорисе ѕангалое, как о выдающемс€ специалисте, знавшем секреты надежного обеспечени€ продольной прочности корпусов крупных кораблей. Ќапомним, что в ту пору даже английские кораблестроители не владели этим искусством и поэтому избегали увеличивать длину своих кораблей.

— большим трудом ѕетру удалось в 1716 г. уговорить этого наход€щегос€ в преклонном возрасте человека перейти на русскую службу и приехать в —анкт-ѕетербург.

—тарого опытного кораблестроител€ прежде всего попросили участвовать в работах по оборудованию стапелей столичного јдмиралтейства специальным устройством дл€ подъема на них из воды кораблей и, в частности, подъема на стапель „государева" корабл€ „ѕолтава".

«атем по собственному проекту ѕангалой построил в јдмиралтействе 66-пушечный корабль „ѕантелеймон-¬иктори€". ќн строил его „на французский манер" и дл€ обеспечени€ надежной продольной прочности этого корпуса применил в наборе систему диагональных св€зей, что было новшеством в практике отечественного кораблестроени€.

  корабельному мастеру ѕангалою в качестве корабельных учеников было прикреплено на выучку несколько молодых людей, которые получили от ѕетра I наказ: овладеть методами и секретами старого француза. »з среды этих учеников впоследствии вышли такие известные отечественные кораблестроители как √аврила ќкунев, »ван –амбург и ¬асилий ёшков.

ѕетр очень ценил эрудицию ћориса ѕангало€ и, работа€ над своим последним проектом 100-пушечного корабл€, часто с ним беседовал, советовалс€ и консультировалс€. ¬ 1722 г., когда этот проект был готов и царь намеревалс€ заложить в —анкт-ѕетербурге по нему свой „государев" корабль и начать его строить, он издал именной указ, которым корабельному мастеру ѕангалою и его команде поручалась эта постройка. ќднако строить ѕангалою царский корабль не довелось: он скончалс€ 22 марта 1722 г., как раз в день подписани€ ѕетром указа о постройке корабл€.

¬ заключение необходимо отметить, что иностранные специалисты-кораблестроители, нан€тые на русскую службу, сыграли важную роль в создании регул€рного военного флота в –оссии. ѕод их руководством в первой четверти XVIII в. было построено более 75% судов флота. ќни обучили кораблестроению большое количество русских людей. „исленность русских национальных кадров и уровень их подготовки быстро росли, и к концу XVIII в. они составл€ли основу корпуса кораблестроителей русского флота.

–оссийский флот ѕетра I

„итайте в рубрике «–оссийский флот ѕетра I»:

/ »ностранные кораблестроители на русской службе
–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С