Федор Литке
Федор Литке (1797 г. - 1882 г.) — русский мореплаватель и географ. Участник кругосветной экспедиции В. М. Головнина. Руководитель кругосветной экспедиции и исследований на Новой Земле и Баренцевом море. Открыл две группы островов Каролинской цепи. Один из основателей и руководителей Русского географического общества. Граф. Адмирал. Его имя носят 15 пунктов на карте, в т.ч. залив и губа на Новой Земле, многочисленные острова и мысы в различных архипелагах, пролив между Камчаткой и о. Каратинским, гора на Новой Земле и др.
Одним из видных путешественников XIX в. и организаторов русских географических экспедиций был Федор Петрович Литке — русский патриот и подвижник географической науки. Он родился 17 сентября 1797 г. в Эстляндии (Эстонии) и был пятым ребенком в знатной, но небогатой семье. Роды стоили жизни его матери. Отец вскоре женился снова, и дети оказались на попечении мачехи, старавшейся держать их подальше от себя.
Когда Феде исполнилось 7 лет, его отдали в дешевый пансион немца Мейера, не отличавшийся высоким уровнем преподавания. Здесь мальчик провел 4 года. За это время его научили сносно говорить на немецком, французском и английском языках. Что касается иных предметов, то здесь знания выпускника равнялись почти нулю.
С 1808 г. после смерти отца будущий мореплаватель жил у брата матери, члена государственного совета Эхгеля. Дядя холодно относился к племяннику: в его доме мальчик не знал ласки, образованием ребенка никто не занимался, никто не думал и о его будущем. Зато в полном распоряжении Феди находилась большая и основательно подобранная библиотека дяди, в которой было много книг о путешествиях, будивших воображение.
Но вот в 1810 г. сестра Федора Литке, Наталья, вышла замуж за капитан-лейтенанта И. С. Сульменева. Именно он пробудил в юном родственнике мечты о морских странствиях. По ходатайству Сульменева в 1812 г. юноша был принят волонтером во флот, сумел отличиться и вскоре стал гардемарином. Уже через год Литке за доблесть в сражении с французами под Данцигом был награжден орденом Анны IV степени и повышен в чине. Юный мичман исправно нес службу, но не переставал мечтать о путешествиях.
В 1817 г. совершенно неожиданно исполнилась самая горячая мечта молодого офицера — о кругосветном плавании. Его назначили старшим мичманом на военный шлюп «Камчатка», который входил в состав экспедиции В. М. Головнина, широко известного кругосветного мореплавателя, попавшего во время предыдущего путешествия в плен и прожившего у японцев три года. Книга с описанием приключений героя
была переведена на многие европейские языки и пользовалась большим успехом.
Путешествие продолжалось два года и стало хорошей школой для Литке. Он значительно расширил крайне необходимые для исследователя знания в области навигации, океанографии, физики, астрономии, географии. Головнин отметил усердие и смелость молодого офицера. Здесь Литке нашел и друга — Ф. П. Врангеля, со временем тоже ставшего известным путешественником-мореплавателем.
В 1819 г. после завершения экспедиции Головнин рекомендовал назначить Литке начальником организованной Адмиралтейством экспедиции к берегам Новой Земли, о которой в то время не было почти никаких научных сведений. Очень важной задачей являлось и составление точных карт для обеспечения безопасного плавания в этом районе.
Специально для экспедиции был построен бриг «Новая Земля» грузоподъемностью 200 т. Учитывая климатические условия района плавания, его корпус сделали толще обычного, а подводную часть обшили медью. Однако Литке принятые меры не удовлетворили. По его настоянию были переделаны мачты, еще более утолщена внешняя обшивка, на жилой палубе поставлены две чугунные печи. На этом корабле Литке с 1821 по 1824 г. четыре раза плавал в северных водах.
В первое плавание мореплаватель отправился 15 июля 1821 г. Сначала «Новая Земля» с экипажем из 43 человек на борту отправилась к горлу Белого моря. Уже на этом этапе моряки столкнулись с тем, что карты не соответствуют реальности. При выходе из горла моря во время отлива корабль неожиданно сел на мель и вскоре стал валиться на бок. Экипаж спешно начал ставить подставы из бревен, но они не выдерживали и превращались в щепки. Еще чуть-чуть — и корабль перевернулся бы. Однако вДруг он выпрямился, оказавшись в глубокой канаве на песчаной отмели (банке). А во время прилива «Новой Земле» удалось освободиться из плена. И конечно, банка, названная в честь Литке, тут же была нанесена на карту.
С большим трудом пробившись через льды, 10 августа экспедиция добралась до Новой Земли в районе полуострова Гусиная Земля. Однако сплошные льды не позволили подойти к самому берегу. Медленно двигаясь вдоль побережья в северовосточном направлении, корабль дошел до Машигиной губы. Сезон плавания в этих местах заканчивался, и мореплаватели повернули обратно. По дороге исправили на картах положение мыса Канин Нос, а 11 сентября прибыли в Архангельск.
О результатах плавания было доложено в Адмиралтействе, и изучение Новой Земли было решено возобновить в следующую навигацию года. Литке считал, что в составе экспедиции не хватает лоцмана, который знал бы подробно берега острова. Но такового в Архангельске не оказалось, не нашлось желающих и среди окрестных поморов. В связи с этим было решено начать обследование Новой Земли в наиболее благоприятное время, то есть со второй половины июля, а июнь использовать для обследования побережья на пути к основной цели. В результате экспедиция описала мурманское побережье в районе Семи островов, берега мыса Святой Нос и близлежащего залива, определила географическое положение о. Нокуева, описала группу Семи островов и о. Малый Олений, губы Порчниха и Териберка, о-в Киндин и Екатерининскую гавань в Кольском заливе. А с начала августа с корабля произвели описание берегов Новой Земли. Были также определены координаты западного устья пролива Маточкин Шар. На обратном пути мореплаватели перепроверили установленные в предыдущем плавании координаты мыса Канин Нос: они оказались точными. Как и в прошлом плавании, благодаря стараниям командира на «Новой Земле» не только никто не погиб — не было даже ни одного больного.
В 1823 г. изучение Новой Земли было продолжено. Бриг ушел в плавание 11 июня с двумя поморами-лоцманами. На этот раз провели съемку берегов пролива Маточкин Шар от мыса Бараний до мыса Входной. Восточный берег Новой Земли не удалось осмотреть — льды заставили повернуть от западного устья Маточкина Шара к Карским воротам.
У западного устья пролива, несмотря на уверения лоцманов, что путь безопасен, корабль едва не сел на каменистую банку: был сломан руль и разбита корма. Только исключительная прочность спасла судно от гибели. Судьба и в этот раз благоволила мореплавателям — неожиданный порыв ветра помог сняться с мели, а еще через полтора часа удалось починить руль.
На обратном пути экспедиция установила неизвестные ранее точные координаты о. Колгуева, еще раз перепроверила координаты мыса Канин Нос и в последний день августа прибыла в Архангельск.
Адмиралтейство положительно оценило результаты экспедиции. Но работу необходимо было продолжить: северная оконечность Новой Земли — мыс Желания — и восточное ее побережье не были исследованы. Кроме того, была поставлена задача на полпути между Шпицбергеном и Новой Землей проникнуть как можно дальше к северу. Однако это путешествие Литке оказалось наименее удачным. Неблагоприятная ледовая обстановка не позволила мореплавателям завершить изучение побережья Новой Земли. Что касается плавания на север между Шпицбергеном и Новой Землей, то здесь удалось достигнуть 76° с. ш.
Тем не менее экспедиция оказалась весьма плодотворной. Помимо чрезвычайно точных картографических описаний мореплаватели сумели получить ценные гидрографические, магнитные, астрономические данные, привезти образцы флоры и фауны, осуществить наблюдения за жизнью местного населения. Все это ввело Литке в круг крупных исследователей Арктики. Его имя получило широкую известность в России и в Европе.
Однако дальнейшая судьба путешественника оказалась связанной не с Севером. Было решено, что он возглавит девятнадцатую русскую кругосветную экспедицию для гидрографических исследований малоизвестных районов Тихого океана. Для этого Адмиралтейством были выделены два корабля — «Синявин» и «Моллер».
Флагман «Синявин» водоизмещением 300 т был специально построен на Охтенской верфи (Петербург). Его экипаж состоял из 43 человек. К экспедиции были прикомандированы трое ученых, в задачи которых входило изучение по маршруту животного и растительного мира, быта и нравов людей, геологии посещаемых территорий.
20 августа 1826 г. «Синявин» вышел из Кронштадта. В сентябре в Копенгагене к нему присоединился «Моллер». Вскоре оба корабля прибыли в Лондон, где мореплаватели провели около месяца, закупая необходимые приборы и инструменты, а потом двинулись к Канарским островам. Посетив Канары и острова Зеленого Мыса, корабли взяли курс на Рио-де-Жанейро. Им не повезло с погодой: продвижение вперед замедлял штиль. В результате в Бразилию Литке прибыл только в конце декабря.
От берегов Бразилии ^аленькая флотилия двинулась к Фолклендским островам, а в феврале обогнула Огненную Землю и направилась к Вальпараисо. В пути экспедиция проводила астрономические и физические наблюдения, но настоящая работа началась только в Тихом океане. Литке стремился к открытию" в этом малоисследованном районе новых островов. Однако на пути от Чили до Гавайских островов океан не открыл мореплавателям никакой неизвестной суши. Правда, важным итогом этого этапа путешествия стали данные, подтверждавшие, что магнитная сила земли в Тихом океане больше, чем в Атлантическом, на одинаковых магнитных широтах.
В середине июня экспедиция подошла к Аляске. 5 дней мореплаватели провели в Ново-Архангельске — центре Русской Америки, расположенном на о. Баранова в архипелаге Александра. Отсюда Литке двинулся к Алеутским островам и уточнил координаты нескольких из них. Поскольку близилась осень, пришлось идти на Камчатку. 13 сентября мореплаватели достигли Авачинской бухты. Здесь подремонтировали корабль и продолжили плавание, держа курс на Каролинские острова, до сих пор не имевшие точных координат на карте и представлявшие серьезную опасность для кораблей.
От Каролинского архипелага путь Литке лежал на юг: там была открыта группа островов, получивших название о-вов Синявина, а также ряд других островов. Однако отсюда, чтобы пополнить запасы продовольствия, пришлось идти к о. Гуахан (Гуан). На обратном пути к Каролинским островам были открыты группы островов, ныне известные под названиями Олимароа, Элато, Фараулип, Эаурипик, Волеаи.
С наступлением весны экспедиция взяла курс на Камчатку, по пути уточнила координаты о. Бонин и провела там ряд наблюдений. На острове подобрали двух оставшихся в живых матросов с потерпевшего кораблекрушение английского китобойца «Вильям». Летом были проведены исследования берегов Камчатки, уточнена долгота мыса Дежнёва. Мореплавателям посчастливилось увидеть одновременно горы сразу двух материков — Азии и Америки. Снова зайдя в Петропав-ловск-на-Камчатке, корабли отправились в долгое плавание до Кронштадта.
30 мая 1829 г. экспедиция прибыла в Гавр. Во Франции натуралисты, участвовавшие в экспедиции, выступили в различных научных обществах Парижа с сообщениями о путешествии. В июне «Моллер» отправился в Кронштадт, а «Синявин» зашел в Англию, чтобы в Гринвичской обсерватории проверить свои инструменты. Литке и его команда прибыли на родину только 29 сентября 1829 г., пробыв в плавании 3 года и 5 дней.
Путешествие Литке было одним из самых успешных в истории русских кругосветных плаваний и имело большое научное значение. Были определены точные координаты главных пунктов Камчатки, описаны острова — Каролинские, Карагинские и др., чукотский берег от мыса Дежнёва до устья р. Анадырь. Открытия были настолько важными, что Германия и Франция, споря за Каролинские острова, обращались к Литке за консультацией по поводу их расположения. Гравиметрические данные экспедиции позволили еще раз подтвердить, что Земля является шаром. Рассчитанная Литке величина ее сжатия у полюсов близка к современным вычислениям. Особое значение имели разнообразные коллекции, собранные экспедицией, и 1250 рисунков, сделанных натуралистами.
Это путешествие сделало имя Литке широкоизвестным — как в России, так и за ее пределами. Он был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук. Однако слава тоже имеет оборотную сторону: в 1832 г. император Николай I назначил путешественника воспитателем Великого князя Константина. Литке писал: «Служба моя во многом противна и природе моей, и потребностям душевным», — но вынужден был подчиниться.
В это время ученый-путешественник сблизился с В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, многими известными учеными. Сам он оставался прежде всего ученым: писал статьи для научных журналов, выдвинул идею создания Русского географического общества и добился ее реализации. В сентябре 1845 г. путешественник был избран вице-председателем общества и руководил им вплоть до 1873 г. С 1850 по 1853 г. Литке занимал пост военного губернатора Ревельского порта, а с 1853 по 1855 гг., то есть в период Крымской войны, — губернатора Кронштадтского порта.
Кроме этого, российская наука обязана Литке организацией Главной физической обсерватории — первого в мире климатологического центра, а также Павловской магнитно-метеорологической обсерватории, которая долгое время считалась лучшей в Европе по оборудованию. Его стараниями была расширена деятельность Пулковской обсерватории, ставшей в это время «астрономической столицей» мира.
Вся жизнь Федора Петровича прошла в неустанных трудах. Избранный в 1864 г. президентом Российской академии наук, он оставил этот пост всего за 4 месяца до смерти, почти ослепнув в результате тяжелой болезни. Умер Литке 8 августа 1882 г. в Петербурге.
После ученого-путешественника остался большой архив и ряд опубликованных научных трудов. Его путешествия описаны в книгах: «Четырехкратное путешествие в Северном Ледовитом океане на военном бриге «Новая Земля» в 1821 — 1824 гг.» (1828; переизд. 1848); «Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Синявин» с 1826 по 1829 г.» (1835—1836; переизд. в сокр. в 1848).
Читайте в рубрике «Новое время (XIX век)»: |