Ганнон Карфагенянин Мореплаватель
Ганнон Мореплаватель (VI в. до н. э.) — знаменитый карфагенский флотоводец и мореплаватель, совершивший первое известное в истории плавание вдоль берегов Африки. Первые сведения о далеких африканских землях и населяющих их людях и животных, сообщенные жителям «цивилизованного» античного мира человеком, видевшим все это собственными глазами, и дошедшие до нас сквозь столетия, принадлежат именно этому мореплавателю древности.
Известно, что Ганнон жил в Карфагене в VI в. до н. э. и был суффетом — одним из высших должностных лиц этого города-государства, в те далекие годы безраздельно властвовавшего в Средиземноморье.
Точная дата путешествия Ганнона до сих пор не установлена. Считают, что около 525-го, а может быть, 470 г. до н. э., по решению Совета десяти — высшего органа управления юрода Карфагена — он был поставлен во главе экспедиции, которая должна была исследовать западные берега Африки и основать там новые карфагенские поселения. Богатый Карфаген не поскупился: 60 пентеконтер — пятидесятивесельных галер — были снаряжены в дальний путь. К неведомым берегам, по дошедшим до нас сведениям, отправлялись 30 тыс. человек. Часть из них должна была остаться там в качестве колонистов.
Безусловно, такая огромная цифра кажется преувеличением. Однако карфагеняне были заинтересованы в колонизации. Основание поселений на морском побережье давало возможность захватывать важные торговые пути, которые вели к ценным источникам сырья. Поэтому некоторые ученые считают весьма вероятным, что карфагенское правительство могло отправить специальную экспедицию такого масштаба для основания нескольких колоний.
Миновав Столбы Мелькарта (так называли карфагеняне Г ибралтарский пролив), путешественники сделали непродолжительную остановку в Гадесе (совр. Кадис) и двинулись вдоль берега на юго-запад. Уже через два дня они основали первое поселение в устье реки Сус и назвали его Фимиатрион (город благовоний). Далее к западу, на покрытом густым лесом ливийском мысе Солоент заложили храм Посейдона, украшенный резными изображениями. Несомненно, это потребовало немалого времени.
Но вот строительство было закончено. Повернув на юг, экспедиция Ганнона продолжила путешествие, оставляя по пути новые поселения. Названия нескольких из них известны — Карийская стена, Гитт, Акра, Мелитта и Арамбис. Но местонахождение хотя бы одного из поселений до сих" пор точно установить не удалось. Пока археологические исследования лишь подтвердили, что карфагеняне жили на мысе Кантен, в Могадре и Ликсе.
По пути карфагеняне не раз видели слонов и других африканских животных, многие из которых были им совершенно незнакомы. У туземцев собирали сведения о близлежащих землях. В устье большой реки Липе от пастухов-кочевников Ганнон узнал об острове, где у местных жителей на различные товары можно выменять много золотого песка. Этот остров путешественники назвали Керной и основали там колонию. На берегу карфагеняне разложили товары, зажгли костры, чтобы привлечь внимание туземцев, а сами возвратились на корабли. Спустя некоторое время вновь сошли на берег и взамен товаров обнаружили кожаные мешочки с золотом.
Исследуя близлежащие земли, путники встретились с воинственными племенами людей, одетых в звериные шкуры. Они бросались камнями и наносили пришельцам раны, не давая сойти на берег. Было решено вернуться к Керне и двигаться дальше на юг вдоль побережья. Через двенадцать дней встретились с эфиопами, язык которых был непонятен переводчикам-ликситам. Туземцы явно не хотели общаться с пришельцами и убегали при их приближении. Еще через пять дней достигли большого залива, в центре которого был остров, а на нем — соленое озеро с еще одним островом посередине. Это само по себе уже было необычным. Кроме того, путешественники никого не видели, но ночью вдруг появилось множество огней, слышались крики, звуки непривычной музыки. Перепуганные карфагеняне по совету оракула поспешили покинуть странное место.
Все чудеснее становился путь. В полдень солнце поднималось так высоко, что предметы не отбрасывали тени, а Полярная звезда стояла совсем низко над горизонтом. Однажды ночью увидели землю, «полную жара». Наутро оказалось, что это огромная гора, извергаюиГая огненные потоки. Ее назвали «Феон Охема» — «Колесница богов» (возможно, вулкан Камерун на берегу Гвинейского залива).
Извержение вулкана не остановило Ганнона и его спутников. Миновав потоки лавы, изливающиеся в море, они достигли залива Южный Рог (вероятно, залив Габон у экватора). Так его называли переводчики. В центре залива находился остров с озером и еще одним островом на нем. Здесь на карфагенян напали странные «дикие люди», покрытые густой шерстью. Это были гориллы. Нескольких «диких женщин» убили и сняли с них шкуры, чтобы привезти диковинку в Карфаген.
Отсюда после починки кораблей экспедиция повернула назад. «Дальше мы не плавали, так как пища у нас кончилась». Этими словами заканчивается описание путешествия, судьба которого заслуживает внимания.
После благополучного возвращения, согласно обычаю, Ганнон в храме Баалхаммона (Кроноса) поставил каменную доску, на которой были изложены обстоятельства путешествия. Рядом он поместил шкуру гориллы. Они якобы находились там еще во времена римского полководца Сципиона, который в 146 г. до н. э. захватил и разрушил Карфаген. Погибли и драгоценные реликвии, но текст успели скопировать (или законспектировать).
Плавание Ганнона было одним из самых значительных путешествий древности. Только в середине XV в., почти на 2 тыс. лет позднее, португальцы снова дошли до этих берегов. Для этого им понадобилось сорок лет огромных усилий.
История экспедиции была написана на пуническом языке, затем переведена на греческий и под названием «Перипл», то есть «отчет о путешествии», стала известна в древнем мире, а затем в средневековой Европе. В греческом переводе имеют место явные следы привнесения в оригинальный текст чисто греческих понятий. Так, например, появились эфиопы — племя, которое Ганнон и его спутники наверняка называли как-то по-другому. Русский перевод «Перипла» опубликован в издании «История древнего мира», часть I «Древний Восток» (М., 1937).
Читайте в рубрике «Античность и Средние Века»: |