Несколько версий гибели подлодки «Курск»
Согласно плану учений 12 августа 2000 г. намечалась торпедная стрельба «Курска» по отряду надводных кораблей. Сегодня, после подъема «Курска», факт взрыва торпед установлен. Однако, что могло вызвать этот взрыв? Причиной детонации (взрыва) могло стать какое-то резкое воздействие, чрезвычайно мощное встряхивание. А таким мог быть не только взрыв практической (учебной) торпеды, но и столкновение с другой подводной лодкой и даже подводное землетрясение.
Дело в том, что так называемые «толстые» торпеды оснащены двигателем, работающим на перекиси водорода. Можно предположить, что по каким-то причинам могла быть нарушена герметичность емкости перекиси водорода, и она была пролита на ткань, масло или цветной металл. Это бы привело к разложению перекиси на воду и кислород. А при этом, если в воздухе отсека подлодки скапливается кислорода больше 23%, может начаться пожар.
В таком пожаре подводники оказываются безоружными, так как система пожаротушения лодки неэффективна. А это ведь отсек, в котором хранятся другие торпеды с боевыми зарядами.
Теоретически подсчитано, что при объемном пожаре взрыв в торпедном отсеке происходит через сто пятьдесят секунд. При катастрофе «Курска» гидролокаторы находящихся рядом кораблей зафиксировали два взрыва с промежутками в 130 секунд. Первый взрыв довольно тихий, но второй — мощный, который зафиксировали и в Норвегии. Правительственная комиссия склоняется к тому, что «Курск» погиб от взрыва торпеды.
Может быть, это было столкновение?
После подъема «Курска» стало ясно, что причиной гибели атомной субмарины был мощный взрыв боезапаса в 1-м торпедном отсеке. Но многим пока не ясна первопричина этого взрыва. Причиной детонации (взрыва) в частности, могло стать столкновение с другой подводной лодкой. Специалисты теоретически рассчитали, что возможное столкновение, скорее всего, произошло на встречных курсах, когда «Курск» всплывал, а иностранка шла на погружение. Что же говорит об этом?
Уже при первоначальном обследовании района гибели «Курска» на дне, в близком расстоянии друг от друга были обнаружены два соизмеримых по величине металлических предмета. Как впоследствии оказалось, один был «Курск», а второй исчез.
Второй причиной гибели, вполне возможно, была лежащая рядом поврежденная иностранная подводная лодка.
Командующий Северным флотом адмирал В. Попов в беседе с В. Шигиным, который написал книгу о подводной лодке «Курск», подтвердил, что подводная лодка подавала сигналы SOS (хорошо прослушивались стуки внутри нее), это, по-видимому, боролся за жизнь ее экипаж. Возможно, это были те самые стуки, о которых тогда, в первые дни катастрофы, говорилось по телевидению.
Неизвестная подводная лодка, починившись, могла тишайшим ходом уплыть в нейтральные воды. Вскоре недалеко от того района, где лежал «Курск», противолодочная авиация Северного флота внезапно обнаружила подводную лодку, уходившую в сторону Норвегии с подозрительно малой скоростью — 5 узлов (9 км/ч). В разных странах ходили упорные разговоры, что эта неизвестная подводная лодка шла к себе домой с полностью затопленным 1-м отсеком и пятнадцатью трупами на борту.
Но это слухи. А что доподлинно нам известно?
Известно, что в районе учений Северного флота находились три иностранные подводные лодки: американские — «Мемфис» и «Толедо» и английская — «Сплендид», они шпионили. Они думали, что «Курск» будет атаковать надводный корабль качественно новой торпедой «Шквал», которыми вооружены подводные лодки, в том числе и «Курск».
Сразу после гибели «Курска» американцы показывали заход подводной лодки «Мемфис» в Норвегию. На просьбу показать другую подводную лодку - «Толедо» ответа не последовало.
Но одно столкновение американцам пришлось признать. В феврале 1992 г. в Баренцевом море, в нашем полигоне, столкнулись российская подводная лодка «Кострома» (типа «Курск») и американская «Батон Руж». Тогда наш атомоход отделался мелкими повреждениями. Повреждения же «Батон Руж» были столь велики, что ее списали на металлолом. На ней погибли пять американских подводников.
В 1993 г. у наших берегов наша подводная лодка «Борисоглебск» столкнулась с американской «Грейминг», но тогда обошлось без жертв.
Всего за 33 года произошел 21 случай столкновений наших и американских подводных кораблей.
Еще не поднят 1-й отсек «Курска». Кто знает, может быть, разгадка тайны будет именно там, и следы соударения с другой подводной лодкой обнаружатся?
Версия о подводном землетрясении
Мы познаем окружающий нас мир, когда что-то происходит необычное. Тогда в умах людей возникает вопрос — почему? На этот вопрос отвечает научное исследование. Оно может быть совершенно неожиданным. Вдруг к объяснению поведения подводной лодки или работы атомного реактора в Чернобыле нужно привлечь знания геологии, и только тогда некоторые вопросы найдут себе ответ.
Анализ места гибели «Курска», а также фактов, полученных в процессе изучения других обстоятельств происшествия, заставляют нас взглянуть в глубины нашей планеты Земля для отыскания причины катастрофы.
Подводная лодка затонула в акватории Баренцева моря, в районе юго-восточной части, называемой Кольской микроплитой. Плита рассечена тремя крупными разломами, на одном из них покоится «Курск». Данный разлом (трещина в земной коре) характеризуется уступами и сдвигами вдоль осей разломов на протяжении десятков метров и километров. Это указывает на сейсмическую (проявление землетрясений — от греческого «seismos» — колебание, землетрясение) активность в современную эпоху.
В течение мая—августа 2000 года в акватории северных морей наблюдались сдвиги, колебания разломов Земли, сопровождающиеся почти непрерывными штормами. Циклоны и штормы возбуждают тектонические (от греческого «tektonikos» — отрасль, изучающая структуры земной коры) сдвиги. Не случайно в этот период там было зарегистрировано множество землетрясений различной мощности.
В день катастрофы «Курска» был зарегистрирован толчок в четыре балла в районе Норвегии. Поэтому, если 12 августа произошло землетрясение в Норвегии, то в тот день в окружающих морях: Балтийском, Норвежском, Баренцевом и др., тоже должны были произойти маломощные землетрясения.
Вполне вероятно, что подводная лодка «Курск» могла «наткнуться» на подземный (сейсмический) толчок. Удар — и мини-цунами (морские волны, возникающие в результате землетрясений), поскольку глубина моря там значительно меньше длины лодки, могли направить подводную лодку носом в дно.
Покоился «Курск» на глубине 108 м, а длина его — 144 м. Геологи поэтому предполагают, что сейсмический удар в районе разлома земной коры мог погубить «Курск».
Аварии и катастрофы подводных лодок, как свидетельствует статистика, не происходят в районе спокойного моря, но горят, взрываются и тонут подводные лодки обычно во время штормов, как это было с «Курском».
Судно могло погибнуть не только от землетрясения, но и от излучения из глубинного разлома, сопутствующего любому сейсмическому процессу. Если бы эти события случились ночью, то над местом аварии было бы видно особое свечение воздуха (такое свечение наблюдалось во время аварии 4-го блока Чернобыльской атомной электростанции). Заметим, кстати, что «Курск» тоже атомная подводная лодка. Нет ли здесь связи в обоих событиях?
Малоизученное всепроникающее тектоническое излучение, если подводное судно попало в его поток, способно воспламенить и взорвать некоторые вещества, находящиеся на «Курске».
Неизбежным следствием воздействия плотных потоков тектонического излучения («дыхания Земли») должны были быть наводки и сбои в маломощных системах компьютеров или даже электрическое замыкание в высоковольтных системах лодки.
Надо сказать, что сейсмотектонические явления в зонах разломов земной коры еще недостаточно изучены и не учитываются в проектированиях многих систем: атомных электростанций, атомных подводных и надводных судов и многих других объектов. Но настало время, когда это будет непременным условием проектирования, эксплуатации самолетов, кораблей и т. д.
Надо признать, что любое подводное или надводное судно, оказавшись в эпицентре подводного землетрясения, хотя бы и маломощного, не имеет ни малейшего шанса остаться целым.
Есть еще одно обстоятельство, которое могло бы спровоцировать первый «маломощный» взрыв, который зафиксировали сейсмологи. Учебная торпеда, которой должна была выстрелить подлодка «Курск», имела в составе своего горючего концентрированную перекись водорода. Такой же компонент имел немецкий истребитель-перехватчик «Мессершмитт ME-163» в своем жидкостно-реактивном двигателе. На этом самолете произошло несколько аварий. Иногда самолет взрывался даже просто от грубой посадки.
Читайте в рубрике «Подводные лодки»: |